Палаццо Санта-Мария-ин-Портико
- Подпись автора
Яд и кинжал |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Яд и кинжал » Regnum terrenum. О tempora! O mores! » Посланник всегда в пути. 06.08.1495. Рим
Палаццо Санта-Мария-ин-Портико
Рим, куда он возвращался, был совсем не тем, который он оставил. Тогда был февраль, ветрено и влажно, теперь - жарко, сухо, и воздух казался застывшим. Но самое главное: в городе уже ничего не напоминало о франках.
Лодовико приехал не только посланником герцога Пезаро, а скорее даже и вообще курьером Лодовико Моро. И хотя он вез в рукаве письма герцогине Лукреции от мужа, главные бумаги были зашиты в полах его верхнего платья - письма герцога Милана своему брату Асканио и одному из своих молодых приближенных, мессеру Диего.
Но, конечно, не выполнение этого важного поручения заставляло Лодовико чувствовать особенное удовольствие при мысли, что скоро его нога ступит в покои герцогини Пезаро. Он уже полтора месяца не видел свою жену, Адриану, и теперь с определенным волнением ожидал встречи.
Послеполуденный дворец Санта-Мария-ин-Портико встретил Лодовико суетой и был тоже похож не на себя минувшей зимой, а на себя же двухлетней давности, когда Лодовико Баланти в составе свиты герцога Пезаро приехал в Рим на его свадьбу.
Почему-то чувствовалось, что здесь живут весело. И другу Джованни Сфорца это не то чтобы не понравилось, скорее он насторожился.
- Лодовико Баланти, посланник его светлости герцога Пезаро к ее светлости герцогине Лукреции.
На учтивый, хотя и молчаливый, вопрос стражников Лодовико ответил с той небрежной надменностью, что свойственна людям, которые претендуют на большее узнавание, чем им предоставили. Пока он оказался чужаком, но очень скоро это изменится.
С того самого дня, когда Адриана получила известие о скором приезде мужа, она только тем и жила, что одной надеждой на скорую встречу. Конечно, она держала себя в руках, так что внутренне рассеянное поведение придворной дамы не могло бы вызвать досаду герцогини Пезаро - та оставалась верна своей обычной манере, но мыслями Риана была не в Санта-Мария-ин-Портико, а где-то очень далеко от Рима. Просыпаясь каждое утро она загадывала, чтобы Лодовико появился именно сегодня, а вечером разочарованная ложилась спать.
Убеждая себя в том, что нужно поменьше ждать, и тогда все сбудется, Адриана все равно вскидывала голову от каждого скрипа двери и временами ей было очень сложно скрыть от других свои досаду и грусть. В очередной раз дав себе зарок не расстраиваться, Риана мазнула взглядом по вошедшему слуге, но уже спустя мгновение ее сердце забилось, как сумасшедшее....
...Лодовико Баланти, посланник его светлости герцога Пезаро, уже уходил в распахнутые двери.
Отредактировано Адриана делла Скала (18-01-2019 15:18:56)
Известие о прибытии Лодовико Баланти застало Лукрецию врасплох. Она регулярно получала письма от мужа, но тот отправлял к ней посланников попроще, не являющихся его близкими друзьями. Те были рады, что их сытно кормят и дают возможность отоспаться, да еще щедро одаривают деньгами. О прочем они не беспокоились, и об их наблюдательности можно было не задумываться.
Почему же вдруг теперь все по-другому? Было от чего забеспокоиться.
Лодовико Баланти не из тех, кто довольствуется благодарностью за службу, выражающейся в звонкой монете. Ему не все равно, что происходит в Санта-Мария. Его жена, придворная дама, спит в соседней комнате с ней, герцогиней Пезаро. Он наблюдателен и больше, чем предан Джованни Сфорца. Словом, не тот человек, которого хочешь видеть, если ночью в твою спальню приходит любовник.
Если бы Лукреция знала, чем закончится ее идея с Просперо Колонна - взволнованными письмами кардинала Асканио и Диего, адресованными герцогу Милана, и его ответами, которые он доверит только другу своего племянника - то, возможно, ее личные интересы перевесили бы желание быть полезной отцу, и Просперо так бы и остался сидеть безвылазно в четырех стенах не самой широкой башни.
Но сделанного, как водится, не исправишь.
Интересно, что она не сразу подумала, что чрезвычайные обстоятельства, вынудившие мужа послать Баланти, могли быть для него неприятными или даже опасными.
- Лодовико? Я удивлена... надеюсь, я вижу вас не потому, что с его светлостью случилось что-нибудь нехорошее?
Их с Лукрецией тет-а-тет был нарушен приходом придворных дам, и если донью Беренис герцогиня Пезаро отослала по какому-то надуманному или и на самом деле необходимому делу, то вторая - мадонна Адриана - так и осталась. В ее присутствии откровенничать было уже невозможно, так что разговор плавно перетек в ничего не значащую беседу, призванную хорошенько перемыть косточки знакомым дамам, оценить или посмеяться нарядам некоторых из них, втайне удовлетворенно посетовать на чьи-то недостатки во внешности. Обсуждение не было злобным, скорее оно было призвано развеять скуку и может быть сгладить некоторую возможную неловкость между золовкой и невесткой. Меткие замечания могли бы восхитить даже известного своей наблюдательностью дона Мигела, хотя в том не было ничего странного, ведь никто лучше не разглядит внешний вид женщины, нежели другая женщина.
Санчия еще пыталась справиться с икотой от смеха, когда слуга доложил о приезде Лодовико Баланти. Сделав несколько глубоких вдохов, чтобы справиться с собой, принцесса с интересом посмотрела на вошедшего мужчину и лишь затем перевела лукавый взгляд на порозовевшую и едва усидевшую на своем месте Адриану. Было что-то трогательное в том, как та подалась навстречу, а чтобы раньше времени не вскочить, вцепилась в основание стула. Нет, в самом деле, это было довольно мило и необычно в их тесном мирке, где супружеская любовь и верность - лишь очень относительные понятия.
Отредактировано Санчия Арагонская (22-01-2019 15:07:26)
Вот теперь по-особенному можно было прочувствовать, что каким бы ты ни был другом, а прежде всего ты - посланник герцога к герцогине, то есть делаешь то, чего теперь хочешь делать меньше всего. Адриана была в комнате. Она была совсем близко, но при этом почти так же далека, как последние полтора месяца, потому что подойти к ней было невозможно.
- Его светлость, когда мы прощались, был совершенно здоров.
Лодовико церемонно поздоровался с герцогиней, потом с принцессой Сквиллаче и, наконец, кивнул Адриане. Возможно, кто-нибудь другой решил бы, что он слишком холоден, но Баланти был сдержан в присутствии Санчии и Лукреции. Это была не настоящая встреча с Адрианой, настоящая будет позже, когда они будут вдвоем, а не под наблюдением сразу двух пар посторонних глаз, чье равнодушие или любопытство может быть только одинаково неприятно.
- Он выражал такую же надежду, что в Риме все в порядке.
Лодовико протянул Лукреции письмо от Джованни Сфорца и, пользуясь моментом, бросил внимательный взгляд Адриане, застывшей в нескольких шагах от него.
Сердце Адрианы на миг остановилось и тут же забилось ещё быстрее. Как бы ей того ни хотелось, она была вынуждена играть роль стороннего наблюдателя - она была женой Лодовико Баланти, но что значит жена перед герцогиней?
На мгновение Риана почувствовала раздражение: и на Лукрецию - хотя невозможно ждать женского понимания от избалованной дочери понтифика, и на Лодовико - пусть он ни в чем не было виноват, и на усмехающуюся принцессу Сквиллаче - просто потому что она могла беспрепятственно улыбаться, и даже на отсутствующего здесь герцога Пезаро - тоже непонятно за что; но достаточно было лишь взглянуть на мужа, как вся злость исчезла - он был рядом, только руку протяни, и незачем мучить себя глупыми обидами. Несмотря на всю придворную выдержку, он выглядел уставшим с дороги, в уголках его губ появились мелкие морщинки, лицо потемнело от солнца и обветрилось, но это был ее Лодовико.
Рано или поздно, официальная часть закончится, и вот тогда... И вот тогда им никто уже не помешает быть вместе.
Отредактировано Адриана делла Скала (26-01-2019 16:03:12)
- В Риме жизнь теперь течет спокойная и размеренная, его светлости не за что волноваться.
Лукреция взяла письма и бумаги, привезенные Лодовико от Джованни Сфорца, и положила их на стол, давая понять, что распечатывать их прямо теперь не будет
- Со мной все в порядке и с вашей прекрасной женой тоже.
Лукреция повернулась к Адриане и заметила, наконец, волнение своей придворной дамы. Оно было настолько же естественным, насколько и странно неожиданным для герцогини Пезаро. Она как будто только теперь вспомнила, что Лодовико Баланти не просто посланник герцога Пезаро, но и муж Адрианы, и что она его не видела уже много недель и должна была скучать.
Сама Лукреция, как ни странно, тоже скучала по Джанни. Вероятно, она чувствовала бы это сильнее, если бы не Хуан. Приезд мужа сделал бы их свидания невозможными, и это было важнее всего остального.
Наверное, как хорошая жена, она должна теперь засыпать Лодовико вопросами обо всем. Но Лукреция была скорее растеряна. К беседе ей нужно было подготовиться.
- У меня к вам столько вопросов, мессер Лодовико. Но вы только с дороги, и с моей стороны было бы жестоко не посчитаться с этим, - Лукреция покосилась на Адриану и лукаво улыбнулась. - Ваша жена поможет вам прийти в себя с дороги и устроиться. Но вечером вы нам все подробно расскажете, и не надейтесь уклониться от всех вопросов.
Она украдкой посмотрела на Санчию и коротко указала ей глазами не супругов, как бы показывая, что вот бывает и так.
Санчия в ответ едва заметно улыбнулась - не просто как сестре или подруге, а как сообщнице, как женщине, с которой у нее было много общего. Конечно, Санчии не было известно о том, что происходило в спальне герцогов Пезаро, но собственных знаний ей хватило, чтобы понять - Лукреция не так уж счастлива в семейной жизни. И по мнению принцессы дело было вовсе не в том, что в отсутствии мужа та завела себе любовника, и совсем не в том, кем являлся ее избранник. Свой вывод Санчия сделала не из признания дочери понтифика о чувствах к собственному брату - просто в последнее время они с Лукрецией стали очень близки, и кому, как ни ей, было заметить, как напрягалась ее подруга, если в разговоре речь заходила о Джованни Сфорца. При этом эта насторожённость никак не напоминала боязнь неверной жены перед возвращением мужа.
При всей внешней разнице, сравнивая себя с Лукрецией, Санчия видела общее в главном - их семейная жизнь не была безоблачной, тем сильнее был контраст между ними и Адрианой дела Скала. И слепому было бы видно, каких трудов сейчас ей стоило оставаться невозмутимой, только все эти потуги были напрасны - пусть манеры придворной дамы оставались по-прежнему безукоризненными, ничто не могло затушить огонь в ее глазах.
Отредактировано Санчия Арагонская (29-01-2019 08:19:26)
- Я благодарю вас, ваша светлость, за внимательность.
Как обычно, Лодовико был очень почтителен и соблюдал все формальности в общении с Лукрецией Борджиа и одновременно подмечал про себя то, что, как ему казалось, стоит за ее словами. И хотя возможность отдохнуть с дороги и остаться наедине с Адрианой была желанна и, кажется, должна была сделать его благодушным и снисходительным, Лодовико отметил про себя, что герцогиня легко отпускает его. Другая бы непременно завалила его вопросами про Форново, про все, что было после, и еще про тысячи мелочей, проявляя простительный эгоизм жены.
Это наблюдение легло еще одним в копилку свидетельств против герцогини Пезаро. Лодовико мысленно собирал ее, хотя и знал уже, что предъявить ее тайны некому.
- Обещаю к вечеру помнить все и быть достаточно свежим, чтобы поделиться с вами всем, что знаю.
Отредактировано Лодовико Баланти (31-01-2019 08:45:09)
И до этого для Адрианы время едва шло, после же слов герцогини Пезаро оно и вовсе словно застыло. Риана прекрасно понимала, что и сейчас Лодовико не может просто встать и уйти, и потому лишь мысленно торопила, подгоняла растянувшиеся в часы мгновения.
Снисходительность Лукреции Борджиа позволила Лодовико в самых общих чертах рассказать накопившиеся новости, но и этот короткий рассказ показался Адриане бесконечным. С каждым словом она все нетерпеливее посматривала в сторону мужа и даже не замечала того, как отстукивает ногой в такт его словам.
Заметив смеющийся и при этом сочувственный взгляд принцессы Сквиллаче, Адриана потупилась и до того момента, пока Лодовико не остановился, внимательно изучала пол. Она не скрывала того, что соскучилась, но при этом не хотела стать объектом пусть и дружелюбных, но все же насмешек.
Отредактировано Адриана делла Скала (31-01-2019 17:21:14)
- Будьте уверены, я буду очень любопытна, - пообещала Лукреция.
Перед другом Джанни следовало быть очень любящей женой.
- Вы должны будете мне рассказать каждую мелочь, касающуюся его светлости.
От сладости собственных слов свело зубы. Нельзя сказать, чтобы Лукреции было все равно, что происходило с Джованни Сфорца. Она искренне собиралась расспросить о нем. Но все-таки теперь получилось немного чересчур.
Лукреция уже собиралась на самом деле отпустить Лодовико Баланти и его супругу, чтобы вместе с Санчией с удовольствием поболтать о супружеской идиллии и, возможно, позлословить, но пришедшая ей в голову идея отодвинула свидание мужа и жены на некоторое время.
Идея была неожиданной, простой и даже идеальной. Она позволяла сразу выполнить поручение Ваноццы, помочь Санчии с Валентиной и убрать на некоторое время Адриану и ее супруга из спальни, находящейся слишком близко к спальне герцогини Пезаро. Идея была так хороша, что Лукреция не смогла заставить себя подождать с ней до вечера.
- Мессер Лодовико, постойте, - Лукреция улыбнулась так, словно собиралась подарить приближенному своего супруга очень дорогой подарок. - Об этом я бы хотела сказать вам сейчас. У меня будет поручение к вам. Оно потребует от вас уехать на несколько дней. Необходимо доставить мое письмо в монастырь Сан-Систо. И так как монастырь женский, вы не сможете поехать один. В пару посланнику нужна будет посланница, которой сможет стать ваша жена. Надеюсь, мой муж не требовал от вас мгновенного возращения?
Санчия мысленно поаплодировала Лукреции. Решение было изящным и совершенно не очевидным для непосвященных. Герцогиня Пезаро отправляла подальше приближенного своего мужа, а выглядело все так, будто она оказывала ему особую милость. То, что легко принималось за расположение, являлось ничем иным, как холодным расчетом, и именно умением обратить ситуацию к собственной выгоде, и восхищалась сейчас принцесса Сквиллаче.
Она снова посмотрела в сторону Адрианы делла Скала. Даже пробыв при дворе несколько месяцев, та еще не научилась полностью владеть своим лицом и Санчия снова про себя усмехнулась - неизвестно, как отнесется Лодовико Баланти к тому, чтобы, едва приехав, снова тронется в путь, но вот его жена от макушек до пяток благодарна герцогине.
Отредактировано Санчия Арагонская (04-02-2019 16:07:44)
- Его светлость велел оставаться здесь, если я понадоблюсь вам, - смиренно поклонился Лодовико.
Еще Джованни сказал, что следует задержаться, чтобы выполнить поручения кардинала Асканио, если тому вдруг что-то понадобится, но об этом Баланти пока не упомянул.
Поручение герцогини ему, пожалуй, понравилось. Пусть в последние месяцы он все время был в разъездах, и время было жарким во всех смыслах, Лодовико с большим удовольствием провел бы время с одной женой, пусть и в пути, чем в людном палаццо Санта-Мария, где была бы сотня придворных поручений в день и обязательство участвовать во всех увеселениях, которые приходят в голову Лукреции Борджиа. А что они редко шли с перерывами, Лодовико хорошо знал.
- Мы отправимся сразу, как только вы сочтете нужным.
Мадонна Лукреция задала тот самый вопрос, который был бы едва ли не первым, стоило бы Риане и Лодовико остаться наедине. Значит, герцог Пезаро в ближайшее время вовсе не ждет своего приближенного. Придворная дама герцогини Пезаро и волею случая в определенной степени ставшая ее доверенным лицом, не любила Джованни Сфорца. Раньше ее отношение было доброжелательным - чему немало способствовали рассказы о герцоге Лодовико, то после того, как Риана увидела алые полосы на спине Лукреции, она уже не могла относиться к нему по-прежнему. Однако сейчас она словно забыла о своей нелюбви - так благодарна она была и герцогу, и герцогине.
"Я готова поехать уже сейчас!" - рвалось с губ, но Адриана сдержалась и лишь согласно с мужем склонила голову.
Отредактировано Адриана делла Скала (05-02-2019 15:26:22)
- Тогда выезжайте послезавтра утром. Сегодняшний и завтрашний день вам для отдыха.
Лукреция проявляла великодушие, потому что все-таки стоящему перед ней человеку за последние полтора месяца мало приходилось отдыхать и проводить дни на одном месте. Заодно эта отсрочка, маленькая с ее стороны жертва, как казалось, должна была усыпить бдительность Лодовико Баланти, если бы тот заподозрил какой-то подвох в том, что его усылают из Рима.
Лукреция уже пять дней не видела Хуана, только мельком, ненадолго и днем. Теперь она думала, не отложить ли их такое желанное свидание еще на два дня. И желание в ней вступило в настоящую борьбу с благоразумием.
- Адриана, я освобождаю тебя на этот вечер от всего. И так как нет его светлости, то Лодовико может расположиться не внизу, а в твоей комнате.
А это была уже очень большая жертва.
Эпизод завершен
Вы здесь » Яд и кинжал » Regnum terrenum. О tempora! O mores! » Посланник всегда в пути. 06.08.1495. Рим