Яд и кинжал

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Яд и кинжал » Regnum terrenum. Si vis pacem, para bellum » Все, что может быть использовано как оружие... 08.01.1495. Рим


Все, что может быть использовано как оружие... 08.01.1495. Рим

Сообщений 1 страница 14 из 14

1

Все, что может быть использовано как оружие, будет использовано как оружие.

Четыре вечера.
Дом Ваноццы деи Каттанеи

Подпись автора

Настоящий мужчина всегда добьется того, что хочет женщина
Мужчины создают законы, женщины - нравы

2

Незадолго до означенного времени.

Мягкой губкой Симона осторожно промокала руки и плечи графини, а той подстать столовому серебру хотелось пройти очищение песком. Грязные руки не смогли испачкать, но воспоминание о липких взглядах франков, их сальных ухмылках ржой разъедали душу.
Домашнее платье - прямо на влажное тело, нетугая шнуровка. Старая служанка принесла, охая, подняла с пола шкатулку.
- Ироды! - треснутое резное дерево и сиротливо пустой бархат внутри. Лишь потертости обивки напоминали о не так давно лежащих здесь драгоценностях.

- Иди к Бенедетте, Симона, иди к внучке, - Ваноцца подошла к окну. - и позови ко мне сера Джерардо. Я хочу поговорить с ним в этой комнате.

Подпись автора

Настоящий мужчина всегда добьется того, что хочет женщина
Мужчины создают законы, женщины - нравы

3

Приказ хозяйки был передан незамедлительно – бабушка спешила к Беттине – так что мгновением спустя в комнату графини вошел Джерардо собственной персоной. Вообще – пусть Дамиани и был помощником Ваноццы – держал он себя без робости и подобострастности. Ему и в голову бы не пришло сутулиться или сжимать пальцы, выдавая неуверенность, хотя чувствовал он себя не совсем и на высоте.

Тем не менее, почтительно поклонившись графине, Джерардо заметил тоном, в котором не было и тени неуважения:

- Рад видеть вас в добром здравии, Ваша светлость. Прошу простить мою настойчивость, но со слугами, которые допустили непростительную оплошность, нужно что-то решать. В вашей власти предать их смерти, но может быть сперва их нужно наказать? Чтобы у других не появлялось желания следовать их примеру?

Рассуждения Дамиани могли показаться лютыми, но даже беглого взгляда помощника на комнату Ваноццы было достаточно, чтобы понять, что мародеры здесь похозяйничали изрядно. Да и порванное платье хозяйки еще недавно красноречивей слов говорило о том, как с ней обошлись франки. Госпожа, конечно, могла проявить милость – слуги принадлежали ей, но вступаться за них Джерардо бы и не подумал.

Не дожидаясь ответа на свой вопрос – вспомнил о важном! – Дамиани отстегнул от пояса увесистый кошель и протянул его хозяйке:

- И еще... Капассо просил передать.

Давать пояснения по поводу этого господина Джерардо посчитал излишним – ведь именно по этому делу он отлучился сегодня вместе со слугами. И именно по причине сохранности содержимого кошеля взял с собой охрану. К сожалению, так получилось, что охрана оказалась нужнее самой графине, но кто мог знать, что именно на ее доме остановится алчный взгляд франков?

Подпись автора

Неблагодарный сын, добросовестный ювелир, преданный помощник
История жизни

4

- Пожалуй, это единственное чистое, что осталось в этой комнате, - приняла увесистый кошель. - Сегодняшний урон не столь серьезен. Они больше поломали, чем унесли.
Пустая шкатулка напоминала беззубый рот и Ваноцца, достав из кошелька пару дукатов, кинула их на багряно-красный бархат.
- Знаешь, Джерардо, они даже особо не искали, схватили только то, что на виду лежало. Но там было несколько дорогих для меня вещиц.
Кольцо с рубином - подарок Доменико, темного серебра брошь - Джорджино питал слабость к массивным украшениям, пара перстней от Карло - с пропажей всего этого можно было бы смириться. Но кулон на простом кожаном шнурке - гораздо более ценный дар и куда более ощутимая потеря...
Именно его она собиралась надеть, чтобы напомнить понтифику, что когда-то он счел ее достойной носить символ семьи Борджиа. Золотой с эмалью бык раздувал ноздри словно живой. Не плененный кольцом, а дикий, каким был и сам Родриго.
Губа дернулась, как у обиженного ребенка, но слабость позволительна только в полном одиночестве. Ваноцца отвела назад плечи.
Ничего так не отвлекает, как отчет о делах. Джерардо был краток, но обстоятелен. Как ни странно, но несмотря ни на что, дела шли в гору. Жадные для развлечений франки с удовольствием оставляли золотые дукаты.
- Можно было бы поднять плату за дома, но не будем торопиться, - она жестко усмехнулась. – Кто знает, возможно, ко мне вернутся и мои деньги.

Обычно мягкая к слугам, сейчас графиня не была склонна к прощению. Губы превратились в тонкие полоски и она что-то негромко зашептала помощнику. До подслушивающей под дверью Симоны, не смогла удержаться старуха, донеслось лишь:
- …Обоих, сер Джерардо, обоих. Не сейчас, пусть еще померзнут.
И, поняв, что сейчас ее застанут за подслушиванием, служанка припустила по лестнице с той скоростью, которую ей только позволяли ее ноги.

Подпись автора

Настоящий мужчина всегда добьется того, что хочет женщина
Мужчины создают законы, женщины - нравы

5


Спустя четыре часа…

Короткий зимний день уже стремился к концу, когда возле двери покоев графини деи Каттанеи снова зазвучали шаги ее помощника. Дамиани в точности выполнил поручение госпожи и явился для доклада.

Комнаты Ее Светлости были уже убраны, но пустые места, где раньше красовались предметы роскоши, украденные или сломанные франками, пустовали, не давая забыть о том, что случилось здесь утром. Впрочем, Джерардо всё равно бы не забыл – даже если бы внезапно оглох и ослеп. Человек, не обделенный самолюбием, он понимал, каково сейчас хозяйке, так что не сомневался, что план мести захватчикам не заставит себя ждать. И даже был готов вовсю этому плану поспособствовать.

Дождавшись разрешения, Дамиани вошел в покои Ваноццы и коротко сообщил:

- Всё сделано как вы велели. Сейчас начнется.

Он подошел к окну, протянул руку, но, не решившись открыть (всё-таки январь на дворе, стоит ли студить госпожу?), повернулся к хозяйке и осведомился:

- Я понадоблюсь вам еще в ближайшее время, Ваша Светлость? Если нет, то позвольте мне отлучиться. Я поищу дорогие вам вещи в ломбардах. Вряд ли мародеры прихватят их с собой в Неаполь.

Ограбившие Ваноццу франки – грязные свиньи, как их про себя презрительно величал Джерардо, не обращая внимания на то, что сам некоторое время назад вел похожий образ жизни – внешне не создавали впечатления особо целомудренных и воздержанных в выпивке, так что Дамиани полагал, что украденные ценности весьма скоро осядут в руках местных ростовщиков. А оттуда их было вполне возможно получить обратно. Если графине будет угодно этого пожелать.

Подпись автора

Неблагодарный сын, добросовестный ювелир, преданный помощник
История жизни

6

Окно муранского стекла, пусть состоящее из небольших пластов, и все равно неслыханная роскошь. Только церковь могла позволить себе изысканные витражи, созданные венецианскими стеклодувами. Но даже через это простое и немного мутноватое стекло, одно из тех, которыми, пусть и ворча на лишние траты, но повинуясь капризу жены, украсил свой дом Карло Канале, хорошо просматривался внутренний двор.

- Открой ставни, Джерардо, я хочу это видеть, - редкий случай, когда графиня отбрасывала в сторону условности, вознося тем самым помощника на одну ступеньку выше. - И не торопись, дело вполне подождет до утра. Сейчас они бросятся пропивать дукаты, и лишь потом, когда деньги закончатся, пойдут к ростовщикам. 
За окном уже начали сгущаться сумерки и горящие факелы уже не могли высветить укромные уголки двора. Но для того, чтобы заметить стоящий посредине наспех сколоченный помост, их тусклого света вполне хватало. 
Ваноцца сощурилась, увидела брошенный около кнут, вздрогнула, но подавила в себе жалость. Проступок пусть был не так уж и велик, но его последствия оказались просто ужасными. Темные язвы стен, где еще недавно висели любимые картины, вопили о возмездии.
Графиня уже пожалела о своем сгоряча принятом решении, но менять распоряжений не стала.
- Сейчас начнут, - побелевшими губами прошептала, наблюдая, как двое слуг швырнули на деревянное ложе Карлито и со спины разорвали на нем рубаху. 
Свиста кнута не было слышно, зато протяжный стон подвергнутого экзекуции юноши проник даже сквозь закрытые окна. 
- Бог мой! - вырвалось у Ваноццы.
Устыдившись собственной слабости, она отвернулась. Лицо оставалось бесстрастным, только чуть подергивало веко.
- Вы правы, возможно что-то и можно вернуть, - продолжила, пережидая вопль за окном, - завтра. Вы займетесь этим завтра.
Рука экзекутора поднялась и опустилась еще пять раз, вызывая уже не вскрики, а глухие рыдания. Полубесчувственного от боли Карло окатили ледяной водой и стащили с помоста. Теперь пришел черед конюха.

Подпись автора

Настоящий мужчина всегда добьется того, что хочет женщина
Мужчины создают законы, женщины - нравы

7

Конюх затравленно посмотрел на слуг, на окровавленный кнут, на бессознательного Карло и бессильно забился в руках нападавших.

- Ваша Светлость! – закричал он надрывно, не зная, слышат ли его, но более уповать ему было не на кого. – Пощадите, умоляю! Ради Христа прошу!

Джерардо только поморщился от воплей – он не испытывал к Урбино жалости. Не сказать, что он был бесчувственным, но стоило ему вспомнить, в каком виде графиню вели по лестнице французы, как швыряли ее под ноги слугам, жалость испарялась сама собой. Если бы эти бездельники охраняли дом как следует – этого бы не случилось. Дамиани помнил, как трусливо франки убежали при их появлении – значит, и напасть на дом, охраняемый мужчинами, не осмелились бы. Но что толковать о прошедшем?

Бросив быстрый взгляд на Ваноццу – он, конечно, послушался ее приказа и открыл ставни, но в любой момент готов был закрыть их обратно – Джерардо заметил:

- Хорошо, Ваша Светлость, я отправлюсь на поиски завтра.

Он немного помолчал и добавил:

- Я сделаю всё, что вы мне скажете.

Фраза могла показаться избитой и банальной – чего не пообещает хозяину слуга в ожидании щедрой платы? – но Дамиани верил в то, что говорил. Он, действительно, был предан Ваноцце и признателен ей за доверие, хотя забываться себе никогда не позволял. Поэтому – даже считая, что лицезрение порки – зрелище не для женских глаз, от советов воздержался.

Подпись автора

Неблагодарный сын, добросовестный ювелир, преданный помощник
История жизни

8

- Я знаю.
Ответ был короток, но Ваноцца считала, что незамысловатая фраза лучше витиеватой и полной тайного смысла речи. Особенно в наше беспокойное время, когда зачастую не на кого положиться, а верность оценивается даже не золотом, а жизнью.
- Утром я передам вам полный перечень, Джерардо. Благо, они нашли далеко не все, исчезло лишь то, что лежало в ларце, - она вдруг замолчала и прильнула к окну.

- Святые угодники! Бенедетта!
Вся растрепанная, служанка выбежала во двор, не обращая ни на кого внимания, проскочила мимо окровавленного Карло и рванулась туда где, распятый на помосте, ждал своей участи конюх.
- Не смейте, - кинулась вперед, прикрыла несчастного своим телом. В сумерках грубое полотно ночной рубашки казалось белоснежным.
- Несчастная, она все-таки тронулась. Да что же никто ничего не делает? - Ваноцца, словно тот мог дать ей ответ, в негодовании посмотрела на помощника.
Даже сверху было видно, как девушка, сама сотрясаясь от крупной дрожи, загораживает Урбино. Ее попытались оттащить, сначала уговорами, а потом и без особых церемоний, но она мертвой хваткой вцепилась в рукоять кнута, не отдавая, лишь трясла простоволосой головой и в чем-то горячо убеждала нападавших.
Графиня прислушалась.
- Лучше мне, отдайте мне, - как безумная, раз за разом повторяла Беттина. Отчаяние придало ей силы и, если под франками они лежала безучастной куклой, то сейчас сражалась, как разъяренная валькирия.

- Остановите их. Значит, так тому и быть, - Ванноца устало потерла лоб и криво усмехнулась. - В конце концов, я же обещала ей мужа.

Подпись автора

Настоящий мужчина всегда добьется того, что хочет женщина
Мужчины создают законы, женщины - нравы

9

Джерардо повиновался и, приоткрыв створку окна, крикнул, без труда перекрывая зычным голосом суматоху внизу:

- Прекратите! Графиня милует его!

Повторив еще раз – для верности – Дамиани убедился, что его слова слуги услышали и принялись отвязывать несчастного конюха, и повернулся к Ваноцце.

- Беттина и, правда, малость не в себе, - заметил он, покачав головой. – Будет на дорогах поспокойнее, надо бы отправить ее за город. Деревенский воздух творит чудеса.

Сердобольные женщины уже успели окружить несчастную девушку и с увещеваниями закутали ее в какую-то то ли накидку, то ли плащ. Несчастного Карло унесли, народ во дворе постепенно начал редеть, удалившись на теплую кухню, обсуждать у очага подробности увиденного.

Джерардо закрыл окно и мрачно усмехнулся. Ничего веселого в его усмешке не было, скорее, это была ирония над самим собой.

- А всё эти франки виноваты, - бросил он без зла, просто выражая свою мысль. – Когда они только и уберутся отсюда?

Вряд ли Ваноцца могла знать ответ на этот вопрос, да Дамиани и не ждал его. Он думал, скорее, о хозяйке и о том, собирается ли она что-то предпринять после случившегося. Всё-таки она мать детей Александра VI и его бывшая любовница, с которой он расстался далеко не враждебно. Но задать этот вопрос прямо Джерардо счел неуместным – ведь графиня не была обязана ему отчетом.

Подпись автора

Неблагодарный сын, добросовестный ювелир, преданный помощник
История жизни

10

- Тяжелая, кто бы мог подумать! - не без труда втаскивая Бенедетту по лестнице, ворчал один из слуг. Распущенные волосы девушки подметали ступени.
- Ну да, сейчас без чувств, а меня вон всего расцарапала, - посетовал второй, чье лицо теперь украшала восхитительная ссадина.
- Да твоей роже ничего не страшно, - засмеялся первый и, отвлекшись, тут же стукнулся головой о низкую притолоку в каморке, которую Беттина делила со своей бабушкой, и едва не выронил свою ношу.
Второй подхватил девушку и, разом забыв про царапины, вздохнул:
- Эх, бедняжка, горит вся. Мыслимое ли дело, зимой в одной рубашке по двору скакать?

Увлеченные беседой, они не заметили глядящих им вслед графиню и ее помощника.
- Завтра я поеду к Его святейшеству, - негромко произнесла Ваноцца. - Пусть кто-нибудь позаботится о Сапфире. Вряд ли сегодня Урбино на это способен.
Помощник конюха Луиджи третьи сутки торчал вместе с Карло в казначействе - о случившемся мужу графиня еще не сообщала - помочь он ничем не мог, а волновать его заранее она не хотела, хотя и понимала, что рано или поздно это сделать придется.

Подпись автора

Настоящий мужчина всегда добьется того, что хочет женщина
Мужчины создают законы, женщины - нравы

11

- Будет исполнено, госпожа, - кивнул Джерардо, невольно посмотрев вслед удалившимся слугам.

В другое время помощник графини подумал бы (не без легкого снисхождения) о том, что двое здоровых мужчин не могут одну девушку по лестнице поднять без существенных усилий – не то, что он! – но сейчас мысли его были заняты другим. Тем, что сказала Ваноцца.

Значит, Ее Светлость поедет к Папе. Этого и следовало ожидать, но Джерардо слегка помедлил, прежде чем что-либо сказать. Его положение в доме Ваноццы являлось зыбким с той стороны, что очень легко было преступить грань, отделяющую участие неравнодушного человека от дерзости забывшегося «низшего». Однако промолчать совсем Дамиани счел неправильным.

- Вы хотите попросить возмездия? – так же негромко спросил он, не уточняя свое отношение к этой поездке к понтифику. Так же не стал Джерардо выражать сомнение по поводу того, что графиня деи Каттанеи – желанный гость в доме Его Святейшества. Пусть связь с Родриго Борджиа осталась для Ваноццы в прошлом – она вполне могла рассчитывать на теплый прием в замке Святого Ангела. Другое дело – в силах был ли царственный бывший любовник графини помочь ей? Сейчас, когда франки хозяйничали в городе?

Подпись автора

Неблагодарный сын, добросовестный ювелир, преданный помощник
История жизни

12

- Из окон Сант-Анджело не виден сброд, шатающийся по улицам Рима. Им мало продажных девок, - Ваноцца нахмурилась, - через девять месяцев мы поймем, как они здесь похозяйничали.
Сейчас она говорила не столько с Дамиани, сколько сама с собой, но, поймав взгляд собеседника, осеклась. Она - графиня деи Каттанеи. Никто не видел ее слез, когда воспитание ее детей доверили другой женщине, никто не заметил даже малейшего расстройства, когда ее не позвали на свадьбу родной дочери. К незаурядным мужчинам, а именно таким всегда и был Родриго Борджиа, нельзя подходить с обычной меркой.
И Ваноцца, зная его истовую любовь к их детям, заранее прощала ему все грехи.

- Пусть Симона сходит за лекарем, - сменила тему, вздохнула. - Сегодня был тяжелый день, обо всем остальном мы поговорим завтра.
Она улыбнулась, пусть улыбка и получилась грустной, дотронулась до локтя собеседника.
- Идите к себе, Джерардо. вам тоже нужно отдохнуть.

Подпись автора

Настоящий мужчина всегда добьется того, что хочет женщина
Мужчины создают законы, женщины - нравы

13

- Да, конечно, Ваша Светлость, - ответил Дамиани почтительно, не собираясь спорить с графиней. Его комнаты тоже находились в доме Ваноццы, но были обставлены не в пример скромнее, чтобы привлечь внимание грабителей. Да и, честно говоря, о сохранности своих вещей он в настоящий момент не думал – снявши голову, по волосам не плачут.

Когда Ваноцца заговорила о лекаре, ее помощник несколько озабоченно посмотрел ей в лицо, заподозрив в плохом самочувствии самое графиню деи Каттанеи, но потом сообразил, что она проявляет заботу о служанке. Этот добрый поступок весьма впечатлил Джерардо – тем более что сам он подобным великодушием не обладал, так что (будь его воля!) он бы поцеловал край одежд хозяйки, выражая ей свое уважение. Но Дамиани счел это большой вольностью, тем более он предпочитал доказывать верность делом, а не ничего не значащими знаками внимания, поэтому просто поклонился графине и отправился по своим делам. Ее Светлости, действительно, был нужен покой и отдых, ведь впереди у нее был нелегкий разговор с Его Святейшеством.

Подпись автора

Неблагодарный сын, добросовестный ювелир, преданный помощник
История жизни

14


Вы здесь » Яд и кинжал » Regnum terrenum. Si vis pacem, para bellum » Все, что может быть использовано как оружие... 08.01.1495. Рим