Яд и кинжал

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Яд и кинжал » De minimis non curat lex » Дела духовные


Дела духовные

Сообщений 1 страница 12 из 12

1

Всё, что касается религии и околорелигиозных вопросов, составляющих немалую часть культуры и истории "нашей" эпохи.

2

Список кардиналов, чьи имена были оглашены на заседании консистории 20 сентября 1493 года, вызвавший скандал наличием в нём имён Чезаре Борджиа, Алессандро Фарнезе и Джулиано Чезарини (деверь Джироламы Борджиа, старшей дочери Папы):

Jean Bilhères de Lagraulas, O.S.B. †, Bishop of Lombez, France; Age: 59.7
Giovanni Antonio Sangiorgio †, Bishop of Alessandria (della Paglia), Italy; Age: 54.7
Bernardino López de Carvajal y Sande †, Bishop of Cartagena (en España); Age: 37.0
César de Borja †, Archbishop-Elect of Valencia, Spain; Age: 18.0
Giuliano Cesarini (Jr.) †; Age: 27.7
Domenico Grimani †; Age: 32.5
Alessandro Farnese †; Age: 25.5
Bernardino Lunati †; Age: 41.7
Raymund Pérault, O.S.A. †, Bishop of Gurk, Austria; Age: 58.3
John Morton †, Archbishop of Canterbury, England, Great Britain; Age: 73.7
Fryderyk Jagiellończyk †, Administrator of Kraków, Poland; Age: 25.4
Ippolito d’Este (I) †, Administrator of Esztergom, Hungary; Age: 14.5

Отредактировано Александр VI (17-08-2016 16:36:10)

3

Схема, наглядно демонстрирующая порядок избрания понтифика (с учётом реалий XXI века, хотя основная суть не изменилась):

http://s019.radikal.ru/i634/1610/1f/1fb1d6df80e4t.jpg

4

Как выглядела Сикстинская капелла в "наше" время (без "Сотворения мира" и "Страшного Суда" Микеланджело. Потолок пока ещё украшен росписью "под звёздное небо", а фрески на алтарной стене выдержаны в том же стиле, что и работы на других стенах. Дверь справа от алтаря ведёт в Апостольский дворец. Отсутствующая на рисунке дверь слева ведёт в ризницу часовни):

http://s020.radikal.ru/i702/1610/50/8b1514c2f2c8t.jpg

Отредактировано Александр VI (04-10-2016 22:42:55)

5

Как проходила коронация понтифика, на примере Калликста III (из книги Ивана Клула "Борджиа"):

20 апреля по внутренним переходам своего дворца Каликст направляется в собор Святого Петра. Когда он входит в церковь, каноник поджигает перед ним пучок пакли, символ недолговечности величия папской власти: «Святой отец, так проходит мирская слава!» Папа поднимается на главный алтарь и служит обедню вместе с кардиналами Барбо и Колонной. Потом свита сопровождает его к паперти, где состоится коронование. Перед толпой верующих декан кардиналов Просперо Колонна возлагает на голову Каликста тиару, конусообразную шапку, обшитую перьями белого павлина и обтянутую тремя перекрещивающимися золотыми обручами. Он произносит ритуальную формулу: «Примите тиару, украшенную тремя коронами, и знайте, что отныне вы — отец князей и королей, пастырь мира, викарий на земле Иисуса Христа, нашего Спасителя, честь и слава ему во веки веков. Да будет так. Аминь».
По окончании церемонии папа и кардиналы садятся на лошадей. Теперь образуется свита из восьмидесяти епископов в белом облачении, римских баронов и муниципальных консерваторов. Каликст вступит во владение своим папским престолом в соборе Сан-Джованни де Латран. Все улицы вымощены камнем. На площади Монте-Джордано евреи, по обычаю, выставляют Закон Божий, который они вынесли из синагоги. Папа им отвечает: «Мы чтим Закон, но мы осуждаем ваше толкование, потому что Тот, о ком вы говорите, что Он должен прийти, уже пришел, и это — Господь Наш Иисус Христос, как учит и проповедует наша Церковь».

6

Порядок богослужебного папского облачения и церемония открытия т.н. Святых дверей в базилике святого Петра в Святой год (1500).
На тощего еретика-самозванца не обращаем внимания.

Юбилейный год в католицизме — год, в течение которого допускается возможность получения полной индульгенции, то есть прощения всех временных наказаний за грехи. Также называется Святым годом.

Впервые Святой год был отмечен в 1300 году по постановлению папы Бонифация VIII. Юбилейные годы должны были отмечаться каждые сто лет, в начале нового столетия. В 1343 году Климент VI решил отмечать юбилей каждые 50 лет, и 1350 год был объявлен Юбилейным. В 1389 году папа Урбан VI уменьшил промежуток между Юбилейными годами до 33 лет (в честь земной жизни Христа). Этот перенос, вызвавший сначала толки, был сделан папой Урбаном VI с целью пополнения казны.

В 1470 году папа Павел II принял новое постановление: Юбилейные годы должны отмечаться каждые 25 лет, чтобы каждое новое поколение могло принять участие в юбилее; возникла традиция, обязывающая отмечать Юбилейные годы в начале каждой четверти века. Кроме этого, папы несколько раз пользовались своим правом объявлять внеочередной Юбилейный год.

Католическая церковь связывала с Юбилейными годами получение полных индульгенций, то есть полную отмену временных наказаний за грехи. В 1300 году полная индульгенция даровалась католикам, которые раскаялись и исповедались в своих грехах и посетили собор Святого Петра и базилику Апостола Павла за городскими стенами. В 1389 году папа Урбан VI для обязательного паломничества добавил Латеранскую базилику и базилику Санта-Мария-Маджоре.

Точные условия для получения юбилейной индульгенции определяет римский понтифик, и они, как правило, объявляются в специальной папской булле. Основные условия обычно не изменяются: исповедь, причастие и посещение четырёх базилик в течение определённого периода времени.

В четырёх патриарших базиликах Рима паломникам необходимо во время посещения пройти через так называемые Святые врата (Santa Porta) — священные двери, установленные рядом с основными, которые открываются только в официальный Юбилейный год. Они символизируют прощение и милость Божью ко всем грешникам, которые открыты и доступны для них во время Священного года. Святые двери открывает в начале года и закрывает в конце года сам папа римский. В Юбилейные годы количество верующих, посещающих Рим, увеличивается в несколько раз.

Источник

Отредактировано Александр VI (24-10-2016 00:36:59)

7

Кардиналам Сфорца и Фарнезе за заметку.
Иван Клула об обязанностях вице-канцлера:

должность предоставляет ему завидное первенство внутри самой курии. В 1187 году Григорий VIII отменил звание канцлера, подчеркивая этим, что только папа имеет право подтверждать подлинность актов Святого престола. Но вице-канцлеру с течением времени удалось вернуть если не свое звание, то свои права. Он действительно стал вторым лицом в церковной иерархии. В его подподчинении находилось около сотни папских служащих. Референдарии, или «докладчики большой канцелярии», выносили решение о прощении. А потом докладчики «малой канцелярии» составляли акты, которые заверялись управляющим канцелярии и вице-канцлером. Наложение свинцовой печати — буллы — делало затем такой акт законным. Тщательно разработанная система оплаты позволяла одновременно пополнять сундуки папы и весьма обильно вознаграждать служащих канцелярии. Эта система применялась как к грамотам о канонизации, так и к грамотам, которые давали льготы и прощение в самых разнообразных случаях.

8

Традиция грабить покои скончавшегося понтифика уходит корнями в раннее Средневековье. Уже в 633 году на Четвёртом толедском соборе она была единогласно осуждена, хотя и не нарушена. Уже в Новое время папским слугам кардинал-камерленго стал выплачивать своего рода премию, чтобы Папу и убранство его покоев новоявленные мародёры не трогали.

9

Часослов Екатерины Клевской. Середина XV века.

http://sa.uploads.ru/t/FAiUE.jpg
http://s1.uploads.ru/t/1FRwh.jpg
http://s8.uploads.ru/t/9HBfL.jpg
http://s5.uploads.ru/t/l2gv7.jpg
http://s2.uploads.ru/t/lT4SA.jpg

10

5 декабря 1484 года - день, когда был дан старт Охоте на ведьм.

Именно в пятый день зимы Папа Римский Иннокентий VIII наделил чрезвычайными полномочиями инквизиторов Генриха Крамера и Якоба Шпренгера.

Эти полномочия закреплялись в особом документе - булле "Summis desiderantes affectibus" ("Всеми силами души").

В ней, среди прочего говорилось:

"Не без мучительной боли недавно мы узнали, что в некоторых частях Германии <…> очень многие лица обоего пола пренебрегли собственным спасением и, отвратившись от католической веры, впали в плотский грех с демонами инкубами и суккубами и своим колдовством, чарованиями, заклинаниями и другими ужасными суеверными, порочными и преступными деяниями причиняют женщинам преждевременные роды, насылают порчу на приплод животных, хлебные злаки, виноград на лозах и плоды на деревьях, равно как портят мужчин, женщин, домашних и других животных <…>, и что они, по наущению врага рода человеческого, дерзают совершать и ещё бесчисленное множество всякого рода несказанных злодейств и преступлений <…>. Но мы устраним с пути все помехи, которые могут каким-либо образом препятствовать исполнению обязанностей инквизиторов и дабы зараза еретического нечестия и других подобного рода преступлений не отравила своим ядом невинных людей, мы намерены, как того требует наш долг и как к тому побуждает нас ревность по вере, применить соответствующие средства."


Считается, что именно с этих строк началась охота на ведьм. А уполномоченные Крамер и Шпренгер в дальнейшем включили ее в свой знаменитый трактат «Молот ведьм».

Однако, «Большая охота» на ведьм начнется только в середине следующего, XVI века, и продлилась примерно 200 лет.

Отредактировано Александр VI (11-12-2016 23:04:14)

11

Апостольская канцелярия (лат. Cancellaria Apostolica) — один из древних институтов Римской курии. На протяжении веков многократно реформировалась, меняла структуру и функции. Упразднена в XX веке, функции переданы Государственному секретариату Ватикана.

Апостольская канцелярия — самый древний институт Римской курии, её истоки восходят к IV веку. Прообразом Апостольской канцелярии была, вероятно, школа нотариев (Schola notariorium), располагавшаяся в официальной резиденции римских пап в Латеранском дворце и возглавлявшаяся примицерием. Устройству Апостольской канцелярии придавал большое значение папа Григорий I Великий, он придал ей черты аудитории византийских императоров. Первые подробные сведения об устройстве Апостольской канцелярии относятся к началу XIII века, когда она была реорганизована папой Иннокентием III.

До XI века Апостольская канцелярия была объединена с папской библиотекой и архивом. С XIII века в её функции входили преимущественно составление и рассылка актов Святого Престола. С исчезновением должности примицерия главой Апостольской канцелярии стал библиотекарь (bibliothecarius), превратившегося таким образом в одну из наиболее значительных фигур в Римской курии; начиная с понтификата папы римского Геласия II (1118—1119), должность библиотекаря могла быть доверена только кардиналу.

С 1144 года Апостольскую канцелярию возглавляет канцлер, которым вначале мог быть только епископ. Папа Гонорий III (1216—1227) постановил, что Апостольской канцелярией могут руководить не только епископы, но и прелаты, и титул канцлера (в соответствии с понижением ранга главы Апостольской канцелярии) превратился в титул вице-канцлера (vice-cancellarius). Это именование должности главы Апостольской канцелярии сохранилось, даже когда папа Иоанн XXII (1316—1334) вновь закрепил её за кардиналом.

К концу XIV века сложилась структура Апостольской канцелярии, просуществовавшая до начала XX века: во главе стоял вице-канцлер, ему подчинялся регент или местоблюститель (regens vel locumtens), которому, в свою очередь, подчинялось несколько протонотариев. Чиновники более низкого ранга подчинялись последним. В рамках Апостольской канцелярии работал также Отдел рассмотрения апелляций (Audientia litterarum contradictarum).

Впервые чётко оформленные правила деятельности Апостольской канцелярии были установлены папой Иоанном XXII в апостольской конституции Ratio iuris (16 ноября 1331 года). Ряд реформ был проведён папами Иннокентием XI (1676—1689) и Климентом XII (1700—1721), данные реформы сузили сферу деятельности Апостольской канцелярии.

Источник

Отредактировано Александр VI (05-01-2017 20:16:53)

12

На игре нередко упоминаются разные звания членов Священной коллегии, кардинал-дьякон, кардинал-священник и кардинал-епископ. Чтобы понять различие между ними, сперва следует обратиться к степеням священства в христианской церкви.

Свяще́нство, рукоположе́ние или хирото́ни́я (от греч. χείρ — рука и τονεω — полагаю) — в общехристианском использовании — посвящение человека, наделяющее его дарами и правом совершать таинства и обряды. Обряды и теология рукоположения во всех исторических церквях отличаются несущественно.

Степеней священства три: дьякон, пресвитер (священник) и епископ. Любой служитель Церкви был обязан иметь хотя бы один сан из указанных выше.

Диа́кон (разговорная форма дья́кон; др.-греч. διάκονος — служитель) — лицо, проходящее церковное служение на первой, низшей степени священства. Диаконы помогают епископам и священникам в богослужении, но самостоятельно предстоять на христианском собрании и совершать таинства не могут.

Пресви́тер (греч. πρεσβύτερος — «старейшина, глава общины», а также «старик», «священник» лат. presbyter) — древнейшее каноническое (то есть усвоенное древним церковным законодательством — правилами апостолов, вселенских и поместных соборов) название второй степени священства в христианстве.

Дьяконы, пресвитеры и монахи, проживающие на территории епархии, подчиняются епископу:

Епи́скоп (др.-греч. ἐπίσκοπος — «надзирающий, надсматривающий»; от ἐπί — «на, при» + σκοπέω — «смотрю»; лат. episcopus) в Христианской Церкви — священнослужитель третьей (высшей) степени священства.
По учению как Православной, так и Католической церквей, одним из существенных признаков канонической легитимности и действительности священства вообще и епископства в частности признаётся их апостольское преемство, то есть прямое принятие священства от того, кто сам получил полноту власти в Церкви от апостолов — через последовательный и непрерывный ряд их преемников.

Из семи таинств (крещение, елеосвящение, брак, покаяние (исповедь), причастие, миропомазание (конфирмация), священство (рукоположение)) священник имеет право осуществлять первые пять, епископ же - все семь.
Рукополагать имеет право только епископ. Рукоположение же в епископы осуществляется тремя другими епископами.

Эти степени священства не стоит путать с "должностями" епископов, архиепископов и кардиналов, хотя должность ценилась выше степени посвящения, т.е. рукположенный епископ будет стоять ниже кардинала-дьякона, хотя имеет право совершать таинства и считается преемником апостолов.

До начала XX века нередки были случаи передачи аббаств, епархий и возведения в кардинальский сан отпрысков знатных семей, которые не получали ни священнического, ни епископского рукоположения (но имели, по крайней мере, сан дьякона). Такие люди не жили в своих монастырях и епархиях, поскольку не имели права служить мессу и совершать таинства, делегируя эти полномочия викарию, однако не без удовольствия пользовались доходами от своих диоцезов, приходов и монастырей. В Новейшее время подобной практике был положен конец. Епископ обязан получить соответствующую хиротонию и жить большую часть времени в своей епархии, священник - в приходе, а аббат - в монастыре.

Что же касается кардиналов, то членов Священной коллегии, как было сказано выше, можно разделить на три группы - кардиналы-дьяконы, кардиналы-священники и кардиналы-епископы.
Сегодня кардиналом может стать только тот, кто прошёл через все ступени священства и является епископом, за редким исключением, когда за особые заслуги понтифик может пожаловать пурпур пожилому священнику без требования принять епископское рукоположение.

Что же касается нашего прекрасного XV века, то у нас куда больше путаницы.

Кардинал, имевший только дьяконскую хиротонию, становился кардиналом-дьяконом. Несмотря на то, что он имел все шансы быть избранным Папой Римским, до этого момента он мог ни разу в жизни не служить мессу и не совершать никаких таинств, лишь помогая тем, кто имел более высокие степени священства. Например, Асканио Сфорца и Чезаре Борджиа, хотя и владели доходами от епархий, никогда не отправляли литургию, не принимали исповедь, не венчали и т.п..

Кардиналом-священником (самая многочисленная группа) становился тот, кто имел вторую и третью степень священства, т.е. являлся полноправным священником или епископом и был способен осуществлять пять или все семь таинств. Например, Джанбатиста Орсини.

Кардиналом-епископом (их всего может быть не больше семи) становился только рукоположенный епископ.

Как известно, в Риме очень много церквей. В каждой церкви имеется свой настоятель. В ряде храмов Вечного города настоятелями церквей считаются кардиналы. В теории, кардиналы-священники должны были сами служить мессу в этих церквях, кардиналы-дьяконы - прислуживали священникам. У нескольких церквей мог быть один настоятель в кардинальском звании. Упомянутые выше Сфорца и Борджиа носили звание кардиналов-дьяконов Сан-Вито-Сан-Модесто и Санта-Мария-Нуово соответственно, а до принятия священнического сана Алессандро Фарнезе был кардиналом-дьяконом Сан-Космо-Дамиано.
Что же касается кардиналов-епископов, то каждый возглавляет одну из семи т.н. субурбикарных епархий, т.е. епархий пригородных районов Рима, известных с древности (Альбано, Веллетри-Сеньи, Остия, Палестрина, Порто-Санта-Руфина, Сабина-Поджо Миртето и Фраскати). Исторически на кафедры этих епархий назначаются наиболее влиятельные епископы Римской курии. Один человек может возглавлять несколько из этих епархий одновременно.
Джулиано делла Ровере и Оливьеро Карафа - кардиналы-епископы (первый - Остии и Веллетри, второй - Сабины). До своего избрания Родриго Борджиа успел побывать кардиналом-епископом, сперва Альбано, а затем Порто-Санта Руфина.

Кардиналы-дьяконы получали церкви, положенные кардиналам-дьяконам.
Кардиналы-священники получали настоятельство в церквях, положенных их званию, плюс могли одновременно являться настоятелями в церквях для кардиналов-дьяконов.
Кардиналы-епископы, помимо субурбикарных епархий, могут владеть церквями, положенных по званию их собратьям в дьяконском и священническом сане. Например, делла Ровере оставался настоятелем церкви Сан-Пьетро-ин-Винколи, положенной кардиналу-священнику, уже будучи кардиналом-епископом.

Переход между этими тремя ступенями мог осуществляться при принятии соответствующей степени священства и, в случае с кардиналами-епископами, появлении подходящей вакансии.

Кардинал-дьякон, дольше остальных собратьев находящийся в этом звании, является кардиналом-протодьяконом. Именно он оглашает имя новоизбранного понтифика после сжигания бюллетеней, ему же доверяется коронация Папы.
В 1495 году им является Франческо Тодескини-Пикколомини, будущий Пий III.

Кардинал-священник, дольше остальных собратьев находящийся в этом звании, является кардиналом-протопресвитером. В 1495 году им является Луис Хуан де Мила, кузен Родриго Борджиа, однако, поскольку он постоянно проживал в Испании, его обязанности выполнял кардинал Джироламо Бассо делла Ровере.

Кардинал-епископ, дольше остальных собратьев находящийся в этом звании, является деканом Священной коллегии, следующий по количеству лет в звании именуется вице-деканом. В 1495 году главой кардинальской Коллегии является Оливьеро Карафа, вице-деканами - венецианцы Джованни Батиста Дзено и Джованни Микьель (возведены в сан в один день).
Декан обязан постоянно проживать в Риме. Он "официально оповещает дипломатов иностранных держав о смерти Папы, в период «Sede Vacante» собирает кардиналов на конклав, руководит процедурой избрания, после избрания нового Папы спрашивает у него, согласен ли новоизбранный принять на себя служение понтифика и какое имя он для себя избирает (если избирают декана, то эту функцию автоматически берёт на себя его заместитель). Если избранный Папа не епископ, совершает над ним епископскую хиротонию.

Папа Римский всегда является епископом. Даже если большинство на конклаве получал кардинал-дьякон или кардинал-священник, перед своим первым появлением перед верующими в новом качестве новый понтифик прямо в месте проведения голосования принимал от декана соответствующее рукоположение (или даже два, если речь шла о дьяконе, как в случае с Джованни Медичи (Львом X), ставшим последним кардиналом-дьяконом, избранным Папой).

Отредактировано Александр VI (25-01-2017 05:52:56)


Вы здесь » Яд и кинжал » De minimis non curat lex » Дела духовные