Яд и кинжал

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Яд и кинжал » Sic transit gloria mundi » История одного брака: Лукреция Борджиа и Джованни Сфорца


История одного брака: Лукреция Борджиа и Джованни Сфорца

Сообщений 1 страница 10 из 10

1

Решила вынести отдельно, потому что непонятно, в чьей персоналии логичнее писать.

Основной источник: книга Сары Брэдфорд "Лукреция Борджиа".

Подпись автора

Духовность женщины - телесна, а тело - дьявольски духовно
Женщина с колыбели чей-нибудь смертный грех

2

Начнем, как водится, с преамбулы...

Знатные семьи Италии были связаны между собой династическими браками и договорами, заключавшимися иногда на протяжении столетий. Цепь брачных союзов соединяла Орсини с родом Медичи, д'Эсте - с родом Сфорца, Гонзага - с Монтефельтро. Генеалогические древа, разветвляясь, настолько сцеплялись ветвями, что было иногда не понятно, где заканчивается одно и начинается другое.

В это сплоченное, хоть и не вовсе исключающем вражду, монолитное сооружение решили вклиниться Борджиа. Каталаны из Валенсии. Чужаки в Италии. Для итальянцев их прошлое было более чем темным, а родовитость более чем сомнительна. Именно это было главным камнем преткновения в заключении браков, а вовсе не то, что дети Родриго Борджиа были незаконнорожденными или что они были детьми католического священника. Морально-этическая сторона вопроса как раз волновала всех мало.

До помолвки с Джованни Сфорца Лукреция была помолвлена уже дважды. Будущее, которое рисовал для нее отец, четко отражало его интересы. Тогда Родриго еще не был Папой, и основные его устремления были связаны с тем, чтобы расширить свое влияние в Испании и основать династию там. Именно поэтому он сделал все, чтобы его сын получил герцогство Гандию. Лукреция же в возрасте одиннадцати лет была помолвлена с Керубино де Сентеля, сыном графа Оливы. Потом помолвка была расторгнута, и Лукрецию просватали за дона Гаспара де Просиду, сына графа Альменара, и в течение целых двух лет никто не сомневался, что именно его женой и станет "родная дочь преподобного кардинала и сестра почтенного господина, дона Хуана де Борджиа, герцога Гандийского".

Все изменилось после 26 августа 1492 года, когда кардинал из Валенсии стал Папой Александром VI. Теперь он уже не с такой алчностью смотрел на Испанию, потому что резонно решил, что Италия в некотором смысле вкуснее, к тому же ближе.

Подпись автора

Духовность женщины - телесна, а тело - дьявольски духовно
Женщина с колыбели чей-нибудь смертный грех

3

На папство Александра избрали единогласно. Кардинал Асканио Сфорца, родной брат герцога Миланского Лодовико Моро, несмотря на то, что его кандидатуру отвергли, решил не обижаться, а вовремя сориентировался и поддержал конкурента. Наградой ему стала бывшая должность Борджиа: он стал вице-канцлером и в придачу получил дворец благодетеля, крепости и поместья.

Намечающаяся дружба нового папы с представителем Сфорца ужасно не понравилась неаполитанцам, а именно - королю Ферранте, у которого на миланского герцога был свой зуб.
"Ах тааааааааак?" - сказал Ферранте и снабдил большими деньгами семью Орсини, которые были противниками нового Папы, чтобы они приобрели замки в окрестностях Рима. Ферранте решил показать, у кого больше сил и влияния.
"Ах таааааааааааак?" - сказал в свою очередь Папа и поддержал лигу, объединившую под эгидой Святого Марка папство, Венецию и Милан.
Как водится, союз политический нужно было поддержать династическим, и вот тогда Папа расторгает помолвку с сыном испанского графа, чтобы отдать Лукрецию клану Сфорца.

Неаполитанцы очень быстро пожалели. Послы исходились в Ватикан, предлагая Папе совсем другой брак - с герцогом Калабрии, внуком Ферранте, Альфонсо. Как говорится, третий - не лишний, третий - запасной, и Альфонсо это блестяще доказал в очередной раз, потому что стал все-таки мужем Лукреции, но... в другой раз.
А сейчас Папа был зол на Неаполь. И брак Лукреции с кем-нибудь из династии Сфорца был делом решенным.

Подпись автора

Духовность женщины - телесна, а тело - дьявольски духовно
Женщина с колыбели чей-нибудь смертный грех

4

Претендентом на руку Лукреции оказывается Джованни Сфорца. У него есть своя тема, поэтому здесь скажем только о том, что имеет непосредственное отношение к тому, что брак состоялся.

Джованни Сфорца был незаконнорожденным, и с династической точки зрения это была не блестящая партия, но, как мы помним, про Лукрецию тоже сложно сказать, что при ее рождении были соблюдены все необходимые формальности. Жених был старше невесты на целых тринадцать лет, что можно сказать и по-другому - ровно в два раза. Ей было тринадцать, и она была мала для полноценного (консумированного) брака даже по законом того времени (о чем современники, конечно, не преминули высказаться). За плечами двадцатишестилетнего Джованни был уже брак с Маддаленой Гонзага, и брак удачный во всех отношениях. Увы, супруга умерла при первых родах.

Жениться Джованни не хотел, о чем заявил своим старшим родственникам, то есть двоюродным дядьям Лодовико и Асканио достаточно прямо. Увы, свободы выбора брачного партнера у него не было, потому что от родственников он зависел целиком и полностью. Его попросту заставили.

В общем, Джованни был молод (хотя тут смотря с чем сравнивать, если с Альфонсо Арагонским, то...), красив (современники это утверждают) и обладал полезными связями. С остальными Сфорца и с родом Гонзага. Недостатки у него тоже были - "королевство маловато" (ну что такое крошечное Пезаро и Градара) и денег не то чтобы очень (12 000 дукатов в год - сущие пустяки для герцога). Он зарабатывает себе на жизнь тем, что кондотьерствует где только может. Ему обещают приданое в 31 000 дукатов и кондоту. От предложения первого дона отказаться невозможно.

Подпись автора

Духовность женщины - телесна, а тело - дьявольски духовно
Женщина с колыбели чей-нибудь смертный грех

5

После преамбулы, как водится, идет амбула...

В начале ноября 1492 года Джованни Сфорца прибывает в Рим для переговоров о браке. Переговоры идут успешно, правда саму невесту Джованни, что интересно, не показывают. И Лукреции будущего жениха - тоже. Впрочем, так ли это странно, если ей в этот момент всего двенадцать с половиной?
Переговоры идут еще и в обстановке строгой секретности, потому что совершенно случайно в Риме оказывается бывший жених Лукреции - Гаспар де Просида. "Ходят слухи о свадьбе в Пезаро, - написал посол Феррары своему хозяину, герцогу Эрколе д'Эсте. - Первый жених все еще здесь, он поднял большой шум, как настоящий каталан..."

Жениха можно понять, ведь он наверняка радовался, что из будущего зятя валенсийского кардинала превратился в будущего зятя самого папы, раз уж будущий тесть с момента заключения брачного договора так поднялся. От Просиды пришлось откупаться. Ему предоставили кондоту, которую, кстати, оплатил герцог миланский. Просида уехал. Через год в Валенсии он войдет в ближайший круг свиты Хуана Гандийского.

Непосредственно саму помолвку заключили 2 февраля 1493 года. Оформили сделку по доверенности: Сфорца в то время находился в Пезаро. Обычное дело того времени. Присутствовали на помолвке только кардинал Монреале, Чезаре, Хуан, Асканио, миланский посол Стефано Таберна, четверо папских камерариев и нотариус.

Свадьбу отпраздновали 12 июня 1493 года. В Ватикане. И с должной помпой. За два дня до этого события Сфорца торжественно въехал в Рим. Он подъехал к палаццо Санта-Мария-ин-Портико, где жила тогда Лукреция, чтобы издали выразить ей свое почтение. Ближе они увидели друг друга уже на свадьбе.

Свадьба, как и положено, превратилась в "ярмарку тщеславия". Папа не поскупился на наряды для дочери. В приданом, по слухам, имелось платье, стоившее 15 тысяч дукатов. Джованни Сфорца занял у Гонзага драгоценности, чтобы не ударить в грязь лицом. На бракосочетание он прибыл в длинном платье из золотой парчи в турецком стиле (совместные попойки в компании с Хуаном и принцем Джемом сказывались), а на шею повесил заимствованную у Гонзага золотую цепь.
Гораздо богаче жениха был одет Хуан Гандийский. На нем тоже было длинное турецкого кроя платья, рукава которого были расшиты крупными жемчужинами. Цена рубинов и жемчуга, которыми был расшит один берет герцога, составляла 150 000 дукатов.

Подпись автора

Духовность женщины - телесна, а тело - дьявольски духовно
Женщина с колыбели чей-нибудь смертный грех

6

Невеста, по отзывам очевидцев, была очень красива в роскошном платье и драгоценностях. С одной стороны от нее стояла дочь Никколо Орсини, графа Питильяно, жена Анджело, брата Джулии Фарнезе, а с другой - сама Джулия Фарнезе. Невеста и жених опустились перед папой на колени, и пока граф Питильяно держал над молодыми обнаженный меч, архиепископ совершал брачный обряд.
После их повели в другое помещение. Там представили изящную пастораль Серафино, за которой последовала комедия Плавта. Спектакль наскучил Александру, и он приказал его прекратить. Потом дарили подарки. После легкого угощения бароны, прелаты и дамы сопроводили молодую пару в палаццо Санта-Мария. Вечером папа устроил роскошный приватный обед для знати.

Да, самое главное... Брачной ночи не было, потому что папа отложил до ноября официальное объявление о свадьбе. Возможно, потому что невеста была слишком молода. Возможно, чтобы оставить себе путь к отступлению. Неконсумированный брак было легко расторгнуть.

После заключения брака Джованни Сфорца совершенно точно быстро покинул Рим. Исторически неизвестно, уехала ли тогда с ним Лукреция, и скорее всего нет, если вспомнить об отложенном папой оглашении.
Во всяком случае в ноябре Лукреция точно была в Риме. Как сообщал один из современников, Джованни Сфорца собирается "засвидетельствовать почтение Его Святейшеству и с надлежащим вниманием разделить общество своей жены".
Сфорца все-таки разрешили супружеские отношения...

Подпись автора

Духовность женщины - телесна, а тело - дьявольски духовно
Женщина с колыбели чей-нибудь смертный грех

7

Положение Джованни Сфорца существенно осложняется весной 1494 года. Умер король Неаполя Ферранте, Папа заявляет о передаче престола не в пользу короля Карла VIII, как тот требует, а в пользу сына предыдущего короля. Французское вторжение стало неизбежным, а Сфорца, находившиеся в союзе с королем франков, оказались по другую сторону окопов с Римом.
Джованни, оказавшись между двух огней, то есть своими родственниками и свекром, старается сохранять нейтралитет, и ему это удается. С Папой он оказывается в таких хороших отношениях, что Александр даже разрешает Лукреции, Адриане и Джулии приехать в Пезаро.

8 июня 1494 года Лукреция въезжает в Пезаро.
Надо сказать, что дамам там очень понравилось. Все три пишут письма Родриго Борджиа, и о всем, происходящем в Пезаро, отзываются с восхищением. Судя по всему, Лукреции там было очень весело, так что она даже не находила времени, чтобы писать отцу с той частотой, с которой он ждал, за что тот по-отечески ругает ее в своих письмах.

Джулия и Адриана покидают Пезаро в июле 1494 года. Лукреция же в Пезаро провела все время, прошедшее под знаком французского вторжения. Жизнь в Пезаро была приятная - дворец на главной площади и красивая вилла на горе Сан-Бартоло рядом с городом. Общество, хоть и не самое космополитичное, как в Риме, но далеко не скучное и не провинциальное. Самое главное - безопасность, франки здесь не проходили.

Весной 1495 года Лукреция все еще пребывает в Пезаро, когда Джованни Сфорца после обмена визитами между Пезаро и Урбино написал Гонзага письмо. В нем он похвалялся, что после Пасхи отправит жену в Рим, "оттуда она не уедет, пока не добьется всего, чего мы желаем [назначения Сиджизмондо Гонзага кардиналом], ибо никто, кроме нее не сможет сделать этого лучше. Я посылаю ее, и она охотно соглашается послужить Вашему Сиятельству..."
Несмотря на хвастовство, Сфорца не доверял семейству Борджиа, как и показали написанные им в Пезаро и адресованные к Лодовико Моро письма. 18 марта он отправил ему письмо, где сообщил, что утром на рассвете прибыл гонец от папы. Александр запретил ему покидать дом, а затем приказал поступить к нему на службу. Сфорца планировал совсем другое - поехать в Милан, броситься к герцогу и попросить у Лодовико защиты. Чего он опасался, остается вопросом.

Забегая вперед, надо сказать, что, как ни похвалялся Джованни, Лукреции не удалось добыть для Сиджизмондо Гонзага кардинальскую шапку...

Подпись автора

Духовность женщины - телесна, а тело - дьявольски духовно
Женщина с колыбели чей-нибудь смертный грех

8

Джованни Сфорца приезжал в Рим в январе 1496 года, потом опять уехал в Пезаро. Он должен был присоединиться к Франческо Гонзага, командующему войсками Священной Лиги, для чего необходимо было найти деньги для наемных отрядов. По этому денежному вопросу он приехал в Рим 16 апреля  и остался десять дней, обсуждая с Папой денежный вопрос. Насколько известно, Папа пытался заставить его уехать. 28 апреля он все-таки уехал. Мантуанский посол Джанкарло Скалона делал темные намеки относительно причины. "Возможно, дома у него что-то такое, чего не подозревают", намекая на некоторые сложности его отношений с Лукрецией. Затем добавил, что Сфорца уехал в отчаянном настроении, "оставив жену под апостольской мантией", и не вернется. Фразу эту интерпретировали как предположение об инцесте, но ни намеков нет на это Асканио Сфорца, который был близок с племянником и должен был знать о таких вещах.

7 января 1497 года Джованни писал своему дяде Лодовико, что Папа оказывает на него давление, заставляя вернуться в Рим, но он отказался, сославшись на болезнь. Тогда к нему прислали нарочного с требованием в течение восьми дней появиться в Риме. С середины января 1497 года Джованни Сфорца действительно с Лукрецией пребывал в палаццо Санта-Мария-ин-Портико. Однако в конце марта он бежал из Рима. Поспешность и секретность его отъезда - он притворился, будто отправляется на праздничную церемонию, проходившую за городскими воротами Рима, а на деле его поджидал дорожный экипаж - говорит в пользу того, что он чего-то испугался. Мантуанский посол Скалона сообщает, что, по слухам, Борджиа собираются отравить Джованни, но сам он считает эти слухи необоснованными.

Моро не хотел разрыва отношений с Папой, которому не доверял и которого презирал, но в поддержке которого остро нуждался. Он потребовал объяснений от племянника, и Джованни ответил, что Папа на него разгневан и требует его возвращения, угрожая привезти силой. И сказал, что нет причин для его развода с Лукрецией и что требует, чтобы жену отпустили к нему в Пезаро.

Ситуация действительно была странной, недоумение Лодовико Моро было так велико, что по этому поводу было написано множество писем. Из них мы знаем, что Джованни Сфорца категорически отказывался возвращаться в Рим и требовал вернуть ему жену. Папа категорически требовал от Джованни предстать пред ним в Риме и просил Лодовико Моро посодействовать в том.

1 июня 1497 года Лодовико Моро получил письмо от Асканио, в котором он сообщал о твердом желании Папы расторгнуть брак дочери. Джованни, видимо, боявшийся длинных рук Ватикана, бежал из Пезаро к дяде в Милан.

Подпись автора

Духовность женщины - телесна, а тело - дьявольски духовно
Женщина с колыбели чей-нибудь смертный грех

9

4 июня 1497 года Лукреция покинула Ватикан и в сопровождении прислуги удалилась в доминиканский монастырь Сан Систо. Такие решения она не раз принимала в драматические моменты своей неспокойной жизни. Один современник отмечал, что она покинула отца "как нежеланный гость", другими словами, поссорилась с понтификом и, по всей видимости, из-за процедуры развода. Другой очевидец утверждал, что со своим мужем она рассталась несколько месяцев назад и отношения у них были "недружелюбными". Отец послал вслед за ней барджелло (капитана полицейской стражи), чтобы тот забрал ее из монастыря, однако она отказалась подчиниться. Очень может быть, что в монастырь она уехала по собственному желанию, чтобы освободиться от давления отца и братьев. Оба брата заявили, что к Сфорца она не вернется. Слухи о разводе и причины его стали достоянием гласности. Об этом написал хорошо информированный венецианский хронист Марино Санудо, сообщавший, что, "по слухам, с тех пор как ее выдали замуж, этот синьор так и не вступил с ней в супружеские отношения, ибо был импотентом. И он [папа]начинает процесс расторжения брака..." Согласно еще одному сообщению, Хуан Гандийский увез сестру с собой в Испанию..

Из Милана один феррарец докладывал своему господину, герцогу Эрколе, в письме, что Джованни Сфорца был у Лодовико Моро и хотел, чтобы герцог Лодовико уговорил папу позволить Лукрецию вернуться к нему. Папа решительно отказал. "А когда Его Светлость [Лодовико Моро] спросил, верно ли утверждение папы о неспособности его [Джованни Сфорца] осуществлять супружеские обязанности и о том, что брак его с Лукрецией является по сути фиктивным, он категорически возразил. Напротив, с женой он имел частые сношения. Однако папа отобрал у него Лукрецию, чтобы самому ею воспользоваться. В завершение он высказал все, что думает о Его Святейшестве".

Подпись автора

Духовность женщины - телесна, а тело - дьявольски духовно
Женщина с колыбели чей-нибудь смертный грех

10

В ответ Лодовико Моро предложил: пусть Папа отправит Лукрецию в поместье Асканио Сфорца, Непи, где к ней присоединится Джованни и наглядно продемонстрирует брачные отношения, но герцог Пезаро предложение отклонил: его возмутило, что он должен доказывать свою мужскую состоятельность в присутствии папского легата. Тогда Моро спросил: отчего они сочли его импотентом, если от него забеременела сестра маркиза Мантуи (покойная жена Сфорца, Маддалена Гонзага, которая умерла в родах в 1490 году). На это Джованни ответил: "Ваша светлость, разве вы не слышали, они утверждают, будто она забеременела от другого". Эта беседа, добавил Костабили, заставила Лодовико задуматься: может, эти разговоры и вправду небезосновательны, ведь если Джованни не импотент, он должен бы стремиться доказать свою состоятельность. Раз папа оставляет у него приданое, то Сфорца, должно быть, не будет сильно возражать против развода.

Насколько правдивы были эти слухи? О том ведали лишь несколько человек из семейства Борджиа. Лукреция все еще находилась в Сан Систо, а на Рим обрушилась трагедия – смерть Хуана Гандийского, произошедшая в ночь с 14 на 15 июня.
К понедельнику 19 июня Александр пришел в себя настолько, что смог созвать заседание консистории. На нем он оплакивал смерть любимого сына, но потом все-таки вернулся к теме развода Лукреции и Джованни Сфорца. Для Лукреции был выбран новый муж – Альфонсо, законный сын Альфонсо II Неаполитанского и брат Санчии.

В сентябре 1497 года комиссия под председательством двух кардиналов объявила о разводе Лукреции и Джованни по причине импотенции мужа. Борджиа насели на Джованни Сфорца, вынуждая его согласиться с разводом. Не желая испортить отношения с папой, старшие Сфорца не стали отстаивать позицию родственника. Всю осень они старались заставить его подписать договор и согласиться с условиями папы, то есть признать, что консумации брака не было. Несчастный Джованни Сфорца отнекивался как мог. Он хотел, чтобы расторжение брака произошло по другой причине, не такой унизительной. Он также хотел вернуть себе собственность, находившуюся в руках Лукреции и не желал отдавать приданое, настаивал также на включении в договор фразы о гарантии невозвращения приданого бывшей жене и будущим наследникам.

18 ноября 1497 года в Пезаро Джованни Сфорца все-таки подписал бумагу о том, что консумация не состоялась.
Подписав документ о расторжении брака по причине отсутствия консумации, он хотел тут же жениться, чтобы оправдать себя в глазах окружающих. Посланный за новым брачным контрактом советник Лодовико, Томассино Тормелли, устало сказал своему хозяину, что если он покажет эту бумагу папе, Алексадр разъярится. Лодовико надоело нытье Джованни, и 12 декабря он твердо сказал племяннику, чтобы тот следовал решениям Асканио.
21 декабря Лодовико получил от Тормелли письмо. Советник сообщал о радости папы по случаю завершения дела и объявлении развода. Папа выразил глубокую благодарность Лодовико за его пособничество. «Радость, которую вы ему доставили, так велика, словно бы вы подарили ему 200 тысяч дукатов». Развод состоялся так, как хотел папа, к тому же ему вернули приданое в размере 30 тысяч дукатов.
Письмо усталого Асканио Сфорца поведало о трудных переговорах. Джованни Сфорца вернули лишь подаренные им Лукреции драгоценности и вещи. По свидетельству папы, стоило это несколько тысяч дукатов.
Брак, длившийся более четырех лет, был расторгнут.

20 декабря 1497 года Лукреция явилась в Ватикан для оглашения развода и произнесла там красивую вещь. Таберна отмечал, что красноречие ее не уступает ораторскому искусству Цицерона.

Через полгода Лукреция вышла замуж во второй раз.
Джованни Сфорца вновь женится на своей третьей жене, Джинерве Тьеполо, через семь лет.

Подпись автора

Духовность женщины - телесна, а тело - дьявольски духовно
Женщина с колыбели чей-нибудь смертный грех


Вы здесь » Яд и кинжал » Sic transit gloria mundi » История одного брака: Лукреция Борджиа и Джованни Сфорца