Палаццо кардинала Сфорца.
Около полудня.
- Подпись автора
Яд и кинжал |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Яд и кинжал » Regnum terrenum. О tempora! O mores! » Взаимное понимание требует взаимной лжи. 01.08.1495. Рим
Палаццо кардинала Сфорца.
Около полудня.
- Вы сегодня припозднились, мессер Диего, - сухо констатировал Асканио.
Он не ограничивал гостя в его передвижениях, так что слова его не были упреком, он всего лишь констатировал факт.
- Я написал Его светлости письмо, но отправлять пока не стал. Как мне кажется, глупо было бы отправлять двух гонцов в одно и то же место, не так ли?
Этот вопрос был риторическим, а вот последующая за ним тирада была именно что вопросом.
- Мессер Диего, мне нужно знать все, что происходило в Милане тогда, когда там был граф Неми. Я не исключаю того, что... хм... в качестве жеста доброй воли Просперо Колонна поведает Его святейшеству о некоторых подробностях и предполагаю, что эти подробности вряд ли обрадуют моего брата. Для того, чтобы в меру сил уменьшить возможный вред, мне нужно подготовить контраргументы. А это невозможно, если я буду блуждать в потемках.
Отредактировано Асканио Сфорца (13-10-2018 13:31:34)
- Понимаю, - кивнул Диего.
Он не сомневался, что может рассказать кардиналу Сфорца все, потому что Лодовико Моро, всегда откровенный со своим братом, поступил бы ровно точно так же.
- Графа Неми принимали так же, как и всех, кто пришел в город с королем Карлом. Была череда торжеств и праздников, были и встречи в более тесном кругу, как вы понимаете. Кто же знал, что все изменится так быстро?
Диего был итальянцем и не юнцом, и все-таки и для него постоянная смена направлений дружбы, меняющихся быстрее, чем направление ветра, часто была неожиданной.
- Главным вопросом тогда был будущий конклав, который свергнет его святейшество. На узких встречах это обсуждали еще чаще, с большим удовольствием и, я бы сказал, остроумием.
Диего чуть помедлил перед тем, как сказать и о себе. Это было сложнее. Пусть его неосторожность вторила неосторожности самого Лодовико Моро, это не освобождало его от ответственности перед тем же герцогом Милана. К тому же сейчас в Риме был он, и вхож в палаццо Санта-Мария тоже он.
- Не буду скрывать, что принимал в них деятельное участие.
- Вряд ли вам станет легче, если я скажу, что что-то подобного рода и предполагал, - еще суше заметил Асканио.
Будучи крайне аккуратным в словах сам, он никак не мог объяснить Лодовико, что разумная предосторожность - не трусость, а предусмотрительность, да, по правде говоря, не так уж и пытался, зная, что все равно это абсолютно бесполезно.
- Значит, моя задача становится еще сложнее, - продолжил он, больше обращаясь к самому себе, нежели к собеседнику. - Мне нужно предупредить возможный урон, касающийся Лодовико - что уже непросто, потому что одно дело - предполагать, кто был готов увидеть белый дым, а совсем другое - твердо знать, и спасти горячую голову его приближенного. А если учесть, что тот как раз в пределах доступности... И Просперо Колонна знает об этом...
Кардинал Сфорца поморщился - картина вырисовывались безрадостная.
- Не думаю, что граф Неми бросит вас на съедение, во всяком случае, не думаю, что это произойдет быстро, но не хотелось бы зависеть от его доброго к вам расположения. Судя по тому, как вы мило беседовали, вы же разошлись с ним не врагами? В любом случае, нам необходимо выиграть время. Я был более спокоен до разговора с вами. Вы здесь представляете герцога Бари и находитесь под моей защитой. Вопрос в том, хватит ли моего влияния на Его святейшество, чтобы убедить его в том, что все это не более чем разговоры. Даже нет, убедить в том, что будет правильнее, если он сделает вид, что поверил.
Отредактировано Асканио Сфорца (14-10-2018 14:18:59)
- Мы не были с графом Неми ни врагами, ни соперниками в чем-нибудь. На пирах мы не были против общества друг друга и расстались приятелями. Это не говорит ни о чем, кроме того, что у него нет слишком личных причин сделать мою жизнь невыносимой. Но не буду скрывать, другие причины у него есть.
Диего развел руками, давая понять, что даже не будет пытаться оправдаться и защитить себя перед собеседником. Ситуация, в которую он попал, была непростой, и делать вид, что это не так, было бы даже не ложью, а глупостью.
- Я думаю, мне удалось сделать так, чтобы он не спешил с откровениями, если все-таки о них задумался.
О том, что он сделал это, почти прямо предложив Просперо помощь в освобождении каким-нибудь хитрым путем, Диего промолчал. Если уж осторожный кардинал Сфорца недоволен понятными и объяснимыми вольностями в Милане, то такой риск сочтет больше, чем безумием. И просто говорить о такой идее кардиналу Диего пока тоже поостерегся. Следует дождаться письма из Милана от герцога Лодовико. Есть надежда, что он поймет все его намеки и отнесется к ним благосклонно. Вот тогда можно будет откровенничать и с кардиналом Асканио.
Асканио взглянул на Диего с любопытством. Он отметил как поступок придворного - не каждый решился бы на несогласованные действия, так и то, что тот не стремился сразу поделиться тем, как он предполагал добиться отсрочки.
- Прозвучало довольно уклончиво, мессер Диего, - Асканио пожал плечами, как бы показывая, что не станет щипцами вытаскивать из собеседника информацию. - Предполагаю, что скрытничаете вы не от великой скромности, и еще сильнее надеюсь, что не из-за того, что считаете меня недостойным откровенности.
Он несколько раз перекрутил перстень на пальце.
- Я бы скорее решил, что мне должно очень не понравиться сказанное вами... Но узнать, так ли это, вы сможете только в одном случае... Что ж, тогда я подожду письма из Милана.
Диего понимал, что момент вырисовывается щекотливый. До этого он демонстрировал полное согласие с кардиналом Асканио. При желании в нем даже можно было увидеть уважение подчиненного, действующего только с одобрения или подсказки начальника. Теперь приходилось явно продемонстрировать, что это совсем не так.
- Простите, ваше преосвященство, - с видом глубокого сожаления сказал Кавалларо. - Но в некоторые моменты я вынужден действовать сам и не могу открыть причин своих действий и самих действий до того, как получу одобрение или неодобрение от его светлости. Я тоже вынужден ждать письма. И как только получу его, так вы можете рассчитывать на мою полную откровенность.
Идея с побегом для Просперо была безумной, но сразу перестанет такой быть, если герцог Лодовико ее одобрит. Диего подозревал, что, поделись он ею с осторожным кардиналом теперь, тот пошлет в Милан сотню писем, чтобы отговорить брата от радикальных и опасных действий. Сам он другого пути пока не видел. Если придет одобрение, у него уже будет план. Придет неодобрение - он просто покается в самовольстве и предложит план, как отменить все, не оскорбив Просперо Колонна.
Время выработать оба плана у него пока есть. Письмо от герцога Моро придет никак не раньше, чем через три дня.
Кардинал Сфорца умел быть справедливым. Он не стал заверять Диего, что все прекрасно понимает и рассыпаться по этому поводу мелким бисером - по мнению Асканио такое поведение лишь бы показывало тайную уязвленность, а потому просто кивнул, принимая объяснение.
- Может быть и к лучшему, что я пока не знаю, - философски ответил он и, заметив, что придворный его брата испытывает некоторую неловкость, без каких-либо обид добавил. - Вы можете не извиняться за то, что выполняете свой долг перед Его светлостью. Менее всего я хотел бы вставлять вам палки в колеса, но, возможно, мне бы пришлось это сделать. Иногда незнание - лучше знания. И все же от себя хочу вас попросить - если вдруг вы почувствуете, что ситуация выходит из-под вашего контроля, то сообщите мне все, что я пока не должен знать. Я знаю, как Лодовико относится к осторожности и предполагаю, что он себя окружает близким по духу людьми, но все же прислушайтесь к моим словам - опасность проще предотвратить, чем героически преодолевать.
Отредактировано Асканио Сфорца (15-10-2018 15:55:10)
- Ваше преосвященство, даже не сомневайтесь в этом. Героизм в политике не уместен. Я это помню.
Диего выдохнул с облегчением. Он бы все равно не отступил, но было приятно видеть, что кардинал Сфорца не расценивает его поведение как слишком упрямое и не собирается разозлиться.
- Если я пойму, что мне не справиться одному, то не сочту это слабостью, которую следует преодолеть. Я сразу же приду к вам за советом или помощью.
Диего говорил о Просперо Колонна, но думал не только о нем, герцоге Моро или кардинале Сфорца. Здесь все было очевидно, по крайней мере пока. Зато с другой его заботой было непонятно совсем. Где-то жила некая Валентина, которая отравляла жизнь принцессе Сквиллаче. И он не знал, где это где-то. Проще всего сейчас было спросить у кардинала Сфорца, где находится дом графини деи Каттанеи, но именно этого нельзя было делать. Тут ему точно придется справляться самому.
- Хорошо, - с удовлетворением ответил Асканио. - Это хорошо, что мы с вами понимаем друг друга, - пояснил он свою мысль и деловито произнес. - Если ваше письмо еще не дописано, заканчивайте его, мессер Диего, в свое я тоже добавлю пару фраз, и отправим уже гонца. Что-то мне подсказывает, что лучше бы нам с этим не медлить. Да, кстати... - кардинал Сфорца не отчитывался перед кем-либо в своих передвижениях, но в свете недавних событий решил внести ясность. - Я провожу мадонну Франческу в Санта-Мария, а потом до вечера пробуду в канцелярии, так что если возникнет какой-нибудь срочный вопрос, ищите меня где-нибудь из этих мест.
Показывая, что разговор окончен, Асканио встал, но перед тем как завершить беседу, повторил:
- Запомните, мессер Диего, чье-либо действие, случайно услышанное слово, в общем все, что покажется вам необычным или хотя бы в чем-то странным... обо всем об этом я должен знать незамедлительно. В политике мелочей не бывает, а сейчас на наших с вами глазах зарождаются новые коалиции. Хотелось бы, чтобы герцог Милана был среди первых, примкнувших к сильнейшей. Нет, не так. Одним из основавших сильнейшую.
Эпизод завершен
Отредактировано Асканио Сфорца (16-10-2018 11:31:40)
Вы здесь » Яд и кинжал » Regnum terrenum. О tempora! O mores! » Взаимное понимание требует взаимной лжи. 01.08.1495. Рим