Палаццо Санта-Мария-ин-Портико, после эпизода Вечер сюрпризов. Главный гость. 31.07.1495. Рим
- Подпись автора
Яд и кинжал |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Яд и кинжал » Regnum terrenum. О tempora! O mores! » Вечер сюрпризов. Человек как нефилософская проблема. 31.07.1495. Рим
Палаццо Санта-Мария-ин-Портико, после эпизода Вечер сюрпризов. Главный гость. 31.07.1495. Рим
Для кого сюрприз с появлением Просперо Колонна оказался настоящим, несомненным и чудовищно неприятным, так это для Диего Кавалларо. Не то чтобы личным, потому что он не опасался за себя, но был тут представителем герцога Милана, и все, что могло спутать карты Лодовико Моро, бросало тень и на него, как и наоборот.
Диего был опытным придворным, поэтому не показал своего смятения, а ведь оно было велико. Лукреция и не знала, что все время, пока граф Неми разгуливал по комнате, перебрасываясь приветствиями с остальными, пока здоровался с самим Диего, пока слушал длинную историю Паоло, Кавалларо был погружен в увлекательнейшие изыскания - вспоминал каждое слово, сказанное в беседах с Просперо, имевших место уже почти год назад.
Это были совсем другие обстоятельства. Карл VIII только вошел в Милан, где его встречали, как лучшего друга. Там же были и многие итальянские кондотьеры, в том числе и Просперо Колонна. Помнится, много пили, много хохотали, много развлекались и много разговаривали. И многие беседы могли бы взбесить его святейшество и вывести из состояния уверенного благодушия, которое он теперь демонстрировал в гостиной своей дочери.
Да, с тех пор миланцы помирились с понтификом и заключили договор. Но примирение часто основано на том, что одна сторона не знает всей правды о неприглядных делах другой. А если узнает?
Диего зеленел, когда думал об этом.
И когда получилось подойти к кардиналу Сфорца так, чтобы это не выглядело как неумеренное желание обсудить последние неприятные события, Диего к нему приблизился.
- И как вам это все? - спросил он, поворачиваясь спиной к комнате.
Отредактировано Диего Кавалларо (26-09-2018 10:35:22)
- Пока не знаю, - негромко отозвался Асканио.
Скрестив руки на груди, он с самой безмятежной улыбкой наблюдал за происходящим, не останавливая взгляда на ком-то одном и уж тем более не выказывая особого интереса к Просперо Колонна. То, что он посматривал в сторону графа может быть чуть чаще, чем на других, могло объясняться простым человеческим любопытством, во всяком случае именно это и показывал кардинал Сфорца. К тому же в подобном интересе он не был одинок.
- Для меня это стало большой неожиданностью. Третьего дня я разговаривал о графе с Его святейшеством и не услышал ничего, что могло бы мне подсказать подобное развитие.
Сам Асканио не был в Милане в то время, когда Карл Валуа почтил город своим присутствием, и о том, что там происходило, скорее догадывался, чем знал, но его предположения были очень недалеки от истины.
Дружелюбный к папе Просперо Колонна мог быть опасен - опасен прежде всего своими знаниями. По прошествии времени все это перестало бы иметь особое значение - в Италии альянсы стремительно заключались и также стремительно распадались, однако сейчас это сближение для Милана было несвоевременно.
- Сегодня же я напишу Лодовико. Его светлости.
Отредактировано Асканио Сфорца (26-09-2018 15:46:46)
- Похоже, между его святейшеством и графом Неми наступило время взаимных уступок. Тогда он вполне может поделиться воспоминаниями, которые сложно принять за предательство, зато они хорошо сойдут за признаки лояльности.
Говорить это себе было неприятно, но факты - упрямая вещь, а ложная надежда на то, что все обойдется, обходится обычно очень дорого.
- Мне кажется, ваше преосвященство, что Колонна уже несколько раз посмотрел на меня так, будто хочет поговорить. Давайте разойдемся. Я лично за то, чтобы дать ему такую возможность.
- Пожалуй.
Асканио в очередной раз посмотрел на Просперо. Тот держался вполне вольно, однако теперь и кардинал заметил, что Колонна посматривает в их сторону.
- Вы ведь сегодня остаетесь здесь на ночь? - уточнил он. - Я не стану дожидаться вашего возвращения и отправлю письмо в Милан уже в ночь, а тогда завтра мы пошлем следующее вдогонку - с вашими добавлениями. Небольшая проволочка, но будет лучше, если Его светлость будет подготовлен.
Он кивнул Диего, добавил еще несколько ничего не значащих и предназначенных для чужих ушей фраз, после чего нашел взглядом Франческу Кавалли и направился в сторону придворной дамы принцессы Сквиллаче.
Отредактировано Асканио Сфорца (26-09-2018 22:17:23)
Просперо пришлось подождать, когда Диего Кавалларо закончит свой диалог с кардиналом Сфорца, и что-то подсказывало графу, что разговор ведется именно о нем. Впрочем, для того, чтобы сделать такой вывод, особой проницательности и не требовалось, достаточно было прикинуть, что бы делал сейчас сам Колонна, будь он на месте брата или придворного герцога Бари.
Несколько удачных маневров и Просперо, наконец, оказался подле приближенного Лодовико Моро.
- Все дороги ведут в Рим, - начал он безо всяких переходов и подготовительных реверансов.
Зачем? Они уже поприветствовали друг друга, то есть исполнили долг вежливости, а во всем остальном - к чему лишние условности? Все эти церемонии - не для людей, осушивших вместе столько бочонков вина. И вообще, на сегодня достаточно притворства. Ну разве что еще самую малость.
- Все немного не так, как мы себе это представляли, - продолжил с негромким смешком. - И роли не те, которые мы предполагали. Я-то уж точно.
Отредактировано Просперо Колонна (27-09-2018 11:41:16)
- Так часто бывает, - философски отозвался Диего.
"В общем, как и ожидалось", - добавил уже про себя.
Прошлой осенью в Милане он не позволил себе ничего такого, чего бы не позволяли себе все, и все это с молчаливого одобрения герцога Лодовико, который тоже не стеснялся в формулировках. Он как бы не был виноват ни в чем. И если этот Просперо решит выложить некоторые миланские подробности, портя отношения понтифика с Моро или обеспечивая Диего неприязнь герцогини Пезаро, то самому Диего не в чем будет себя винить. Это с одной стороны.
С другой, он здесь был посланником и представителем герцога Лодовико. И его задачей было постоянно устранять все препятствия к большой дружбе между Миланом и Римом. И какой бы не была причина их порчи, он, Диего, окажется человеком, не оправдавшим доверие Лодовико Моро. Задача вырисовывалась сложная, но так не для простых поручений преданных людей посылают к соседним дворам. И уж точно не для удовольствия посланников, чтобы они могли соблазнять принцесс и развлекать дочерей понтифика.
- Но вы, я так понимаю, тоже не застыли в одной ипостаси? Кажется, роль пленника стремительно уходит в прошлое?
- Ветер - штука переменчивая, - философски отозвался Просперо.
Сам он был чужд подобным аллегориям, предпочитая называть вещи своими именами, но в некоторых случаях иносказание казалось предпочтительнее.
- Пока, - в нажимом продолжил, - по крайней мере пока у меня есть основания надеяться на лучшее, но если бы мне предложили поручиться за то, что так и продолжился, рукой, то я не отдал бы и пальца.
Он посмотрел в сторону Лукреции.
- Предполагаю, что переменами я обязан герцогине Пезаро или же... Или мне остается только рукоплескать Его святейшеству, потому что этот шаг тактически и стратегически точен.
Отредактировано Просперо Колонна (27-09-2018 15:31:24)
- Я бы рукоплескал его святейшеству, - честно высказал свое мнение Диего.
"Я не сильно верю в дипломатию хорошеньких избалованных герцогинь. Зато не сомневаюсь, что они могут в точности выполнить указания того, кого обожают", - добавил он про себя. Вслух Диего выражать вторую и главную часть своего мнения не собирался. Достаточно было той откровенности, что была между ним и Колонна прошлой осенью. Так что дальше он сказал другое:
- И ее светлости тоже. Уверен, что отец и дочь стоят друг друга. И вы их тоже, ваша светлость. Я так понимаю, что теперь вы идеальный пленник, который не бунтует и не бушует, но при этом никто не знает, что у него на уме на самом деле. Зато теперь у вас больше свободы. Как вы думаете ею воспользоваться?
Просперо задело данное ему Диего определение, хотя последующие слова вроде бы и сгладили впечатление.
- Хотелось бы верить, что и раньше мои мысли не были открытой книгой, - парировал он. - Конечно, я не буду все портить, это было бы недальновидно, не находите?
Колонна и не собирался никого посвящать в свои планы - вчерашний союзник сегодня может стать врагом, графу ли Неми об этом не знать, с другой же стороны будет опрометчиво настраивать против себя тех, чье положение на данный момент значительно устойчивее собственного, поэтому Просперо хоть и ответил, но ответ его был весьма расплывчатым.
- Я наблюдаю, - он потер левую щеку. - Вроде бы ветер попутный, но ведь все может и поменяться. В любом случае моя позиция пока выжидательная. Одиночество, знаете ли, располагает к размышлениям, а мне уже обрыдла эта башня.
Отредактировано Просперо Колонна (28-09-2018 12:05:06)
Слушая расплывчатые рассуждения Просперо, Диего их старался понять. Значит, пока ничего нового не произошло, и граф Неми ждет. И если только он решит, что изменение ветра на попутный вполне устойчиво, что-нибудь сразу изменится. А что именно изменится, можно догадываться. Мессер Просперо может поменяться и стать более болтливым, например, особенно за право покинуть башню. Желание ускорить этот момент после сегодняшнего вольного вечера должно бы стать совсем нестерпимым.
- Представляю себе. Вы бы многое отдали, чтобы покинуть ее навсегда?
Отредактировано Диего Кавалларо (29-09-2018 00:02:42)
- Все же далеко не все, мессер Диего, кое-что я бы себе оставил, - рассмеялся Колонна.
По тому, куда повернула их беседа, стало понятно, что разговор этот миланец затеял неспроста. Не то, чтобы раньше у графа были на этот счет иллюзии, но приятно убедиться в собственной правоте. Правда, почему Диего Кавалларо так настойчив в некоторых своих вопросах, до сих пор оставалось неясным. Не до конца ясным, а строить ни на чем не основанные предположения было бы ошибочно.
- В разумных пределах, - Просперо не менял прежний тон, лишь взгляд его на мгновение стал цепким - с таким полководец ищет любую мелочь, которая может предопределить исход сражения. - Мое положение здесь не так уж и плохо, но я всегда готов выслушать предложения.
Фраза прозвучала предельно откровенно и была запредельно двусмысленна. Просперо Колонна прекрасно владел едва ли не любым из всех доступных видов оружия, однако не закостенел в привычке решать вопросы только силой; он был готов на компромисс с понтификом - тот компромисс, который не уронит его достоинства, но при этом не отказался бы от возможности обойтись без братания с недавним недругом. Об умении Родриго Борджиа разворачивать любую ситуацию в свой сторону граф знал не понаслышке, и совсем не горел желанием убедиться в этом на собственной шкуре.
Отредактировано Просперо Колонна (29-09-2018 10:57:31)
"Уж не сомневаюсь, что в предложениях вы заинтересованы, ваша светлость", - с досадой на себя и за себя подумал Диего.
- Мне кажется, вам бы понравилось любое предложение, направленное на то, чтобы вы оказались вдруг не в башне, а где-нибудь среди своих солдат или в одном из фамильных замков, не правда ли?
Это было смело, хотя бы потому, что никто из тех, кому Диего служил, не предлагал ему вести подобные разговоры. Прямее было бы только задать вопрос: "как вы относитесь к побегу, ваша светлость?" Если Просперо решит сразу пооткровенничать с понтификом, сообщив ему о прыти миланцев, и тем улучшит к себе отношение, то Диего может сразу отправляться домой. Но любой придворный, считающий себя способным на игру, иногда должен рисковать и действовать сразу, не дожидаясь указаний. Надеяться оставалось только на то, что Просперо Колонна был по характеру не из тех, кто идет на дешевые сделки, особенно с теми, кто запирает его, как зверя.
- Вы проницательны, мессер Диего, - отбросив шутки в сторону, вполголоса произнес Колонна.
Он не исключал возможности провокации, хотя при этом был бы удивлен, узнав, что миланец пытается его подловить лишь для того, чтобы тот же час рассказать о его настроениях. Ну что ж, в этом случае остается только сделать вид, что ничего не понял. Вряд ли в это поверят, но и доказательств противного тоже не будет - слово против слова.
- Хотя догадаться было несложно, - взгляд Просперо стал пронзительным, будто он пытался разглядеть самые тайные помыслы своего собеседника. - И перед тем, как продолжить наш разговор, я хочу у вас уточнить - сказанное вами было вопросом или предложением?
Отредактировано Просперо Колонна (29-09-2018 22:36:46)
Судя по тому, как быстро Просперо понял первый же намек, у него было желание его услышать. "Видимо, не так уж добры Борджиа к своему пленнику, как можно подумать после сегодняшнего вечера", - с некоторым облегчением подумал Диего. - "В противном случае он бы не стал так сразу отвечать".
Что же, можно попробовать рискнуть и сделать шаг навстречу. Если что, еще можно будет как-нибудь выкрутиться.
- Я бы сказал так, ваша светлость... Это вопрос, целью которого понять, стоит ли делать предложение.
Они оба рисковали и каждый подозревал другого в возможном предательстве. Диалог напоминал какой-то танец, когда партнеры, сближаясь на шаг, тут же отступали на два... лишь для того, чтобы снова приблизиться.
Если бы Просперо Колонна был полночью уверен в благополучных для себя намерениях понтифика, он, хоть и оставляя лазейку вновь вернуться к этому разговору, отделался бы шуткой, однако он не только не был уверен, но и был очень неуверен в том, что дело не только в мимолетном капризе герцогини Пезаро или снисходительности потакающего ей во всем отца. Множество аргументов было как за, так и против, так что глупо было наотрез отказываться и от других предложений.
- Если это не предложение из области мечтаний, - иронично ухмыльнулся Просперо и изуродованная шрамом щека предательски дернулась. - Я не принадлежу к тем людям, которые счастливы витать в облаках.
Отредактировано Просперо Колонна (30-09-2018 10:56:36)
- В мире нет ничего невозможного, а облачные планы не по моей части, - ответил Диего.
Похоже, Просперо поверил, и это хорошо. Идея с побегом была сейчас исключительно инициативой Диего, и довольно неожиданной, высказанной им графу Неми на свой страх и риск. Раз он воспринял ее благосклонно, то есть шанс, что хотя бы в ближайшие дни воздержится от дополнительных откровений с семьей Борджиа о миланцах. За это время можно успеть получить согласие Лодовико Моро и начать действовать. Или получить отказ, но тогда уже пусть герцог Милана не так обижается, что его на часть доброе имя перед понтификом оказалось незащищенным. Он, Диего, сделал то, что мог.
- Стены тут не совершенно закрыты от внешнего мира, а теперь вы еще будете бывать здесь, в палаццо Санта-Мария.
"Хотел бы я быть в этом уверен", - подумал про себя Просперо.
Он не стал бы зарекаться, несмотря на приглашение мадонны Лукреции и молчаливое согласие ее отца. В том, как легко изменить решение и взять назад данное слово, и заключалась политика.
- Тогда мы еще не раз увидимся, мессер Диего. Как я понимаю, вы здесь частый гость.
Графу также нужно было время, и причины были схожими. Он хотел убедиться в намерениях Александра VI об окончании распри, и собирался действовать уже исходя из этого. В любом случае, еще одна договоренность лишней не станет, а отказаться или - еще лучше - сделать вид, что вообще не понимает, о чем шла речь, он успеет всегда.
Отредактировано Просперо Колонна (01-10-2018 14:49:18)
- Я очень на это надеюсь, ваша светлость, - с прозрачным намеком ответил Диего.
Разговор можно было считать законченным. Было еще много тем, на которые они с Просперо могли бы устроить дружескую беседу для удовольствия, но после всего, что было сказано, она бы выглядела искусственно. Диего счел за лучшее ретироваться.
Он не был уверен в согласии Просперо, сегодняшнем или будущем. Что и говорить, он не был уверен, как отнесутся к его затее в Милане или кардинал Сфорца. Но Диего был почти уверен в одном: по крайней мере некоторое время в будущем Просперо не будет слишком откровенным с Борджиа в том, что касалось миланцев.
Эпизод завершен
Вы здесь » Яд и кинжал » Regnum terrenum. О tempora! O mores! » Вечер сюрпризов. Человек как нефилософская проблема. 31.07.1495. Рим