Яд и кинжал

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Яд и кинжал » De minimis non curat lex » Дела духовные


Дела духовные

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

Всё, что касается религии и околорелигиозных вопросов, составляющих немалую часть культуры и истории "нашей" эпохи.

Подпись автора

Анкета персонажа
Сюжетная линия

2

Как проходила коронация понтифика, на примере Калликста III (из книги Ивана Клула "Борджиа"):

20 апреля по внутренним переходам своего дворца Каликст направляется в собор Святого Петра. Когда он входит в церковь, каноник поджигает перед ним пучок пакли, символ недолговечности величия папской власти: «Святой отец, так проходит мирская слава!» Папа поднимается на главный алтарь и служит обедню вместе с кардиналами Барбо и Колонной. Потом свита сопровождает его к паперти, где состоится коронование. Перед толпой верующих декан кардиналов Просперо Колонна возлагает на голову Каликста тиару, конусообразную шапку, обшитую перьями белого павлина и обтянутую тремя перекрещивающимися золотыми обручами. Он произносит ритуальную формулу: «Примите тиару, украшенную тремя коронами, и знайте, что отныне вы — отец князей и королей, пастырь мира, викарий на земле Иисуса Христа, нашего Спасителя, честь и слава ему во веки веков. Да будет так. Аминь».
По окончании церемонии папа и кардиналы садятся на лошадей. Теперь образуется свита из восьмидесяти епископов в белом облачении, римских баронов и муниципальных консерваторов. Каликст вступит во владение своим папским престолом в соборе Сан-Джованни де Латран. Все улицы вымощены камнем. На площади Монте-Джордано евреи, по обычаю, выставляют Закон Божий, который они вынесли из синагоги. Папа им отвечает: «Мы чтим Закон, но мы осуждаем ваше толкование, потому что Тот, о ком вы говорите, что Он должен прийти, уже пришел, и это — Господь Наш Иисус Христос, как учит и проповедует наша Церковь».

Подпись автора

Анкета персонажа
Сюжетная линия

3

Кардиналам Сфорца и Фарнезе за заметку.
Иван Клула об обязанностях вице-канцлера:

должность предоставляет ему завидное первенство внутри самой курии. В 1187 году Григорий VIII отменил звание канцлера, подчеркивая этим, что только папа имеет право подтверждать подлинность актов Святого престола. Но вице-канцлеру с течением времени удалось вернуть если не свое звание, то свои права. Он действительно стал вторым лицом в церковной иерархии. В его подподчинении находилось около сотни папских служащих. Референдарии, или «докладчики большой канцелярии», выносили решение о прощении. А потом докладчики «малой канцелярии» составляли акты, которые заверялись управляющим канцелярии и вице-канцлером. Наложение свинцовой печати — буллы — делало затем такой акт законным. Тщательно разработанная система оплаты позволяла одновременно пополнять сундуки папы и весьма обильно вознаграждать служащих канцелярии. Эта система применялась как к грамотам о канонизации, так и к грамотам, которые давали льготы и прощение в самых разнообразных случаях.

Подпись автора

Анкета персонажа
Сюжетная линия

4

Апостольская канцелярия (лат. Cancellaria Apostolica) — один из древних институтов Римской курии. На протяжении веков многократно реформировалась, меняла структуру и функции. Упразднена в XX веке, функции переданы Государственному секретариату Ватикана.

Апостольская канцелярия — самый древний институт Римской курии, её истоки восходят к IV веку. Прообразом Апостольской канцелярии была, вероятно, школа нотариев (Schola notariorium), располагавшаяся в официальной резиденции римских пап в Латеранском дворце и возглавлявшаяся примицерием. Устройству Апостольской канцелярии придавал большое значение папа Григорий I Великий, он придал ей черты аудитории византийских императоров. Первые подробные сведения об устройстве Апостольской канцелярии относятся к началу XIII века, когда она была реорганизована папой Иннокентием III.

До XI века Апостольская канцелярия была объединена с папской библиотекой и архивом. С XIII века в её функции входили преимущественно составление и рассылка актов Святого Престола. С исчезновением должности примицерия главой Апостольской канцелярии стал библиотекарь (bibliothecarius), превратившегося таким образом в одну из наиболее значительных фигур в Римской курии; начиная с понтификата папы римского Геласия II (1118—1119), должность библиотекаря могла быть доверена только кардиналу.

С 1144 года Апостольскую канцелярию возглавляет канцлер, которым вначале мог быть только епископ. Папа Гонорий III (1216—1227) постановил, что Апостольской канцелярией могут руководить не только епископы, но и прелаты, и титул канцлера (в соответствии с понижением ранга главы Апостольской канцелярии) превратился в титул вице-канцлера (vice-cancellarius). Это именование должности главы Апостольской канцелярии сохранилось, даже когда папа Иоанн XXII (1316—1334) вновь закрепил её за кардиналом.

К концу XIV века сложилась структура Апостольской канцелярии, просуществовавшая до начала XX века: во главе стоял вице-канцлер, ему подчинялся регент или местоблюститель (regens vel locumtens), которому, в свою очередь, подчинялось несколько протонотариев. Чиновники более низкого ранга подчинялись последним. В рамках Апостольской канцелярии работал также Отдел рассмотрения апелляций (Audientia litterarum contradictarum).

Впервые чётко оформленные правила деятельности Апостольской канцелярии были установлены папой Иоанном XXII в апостольской конституции Ratio iuris (16 ноября 1331 года). Ряд реформ был проведён папами Иннокентием XI (1676—1689) и Климентом XII (1700—1721), данные реформы сузили сферу деятельности Апостольской канцелярии.

Источник

Отредактировано Александр VI (05-01-2017 20:16:53)

Подпись автора

Анкета персонажа
Сюжетная линия

5

На игре нередко упоминаются разные звания членов Священной коллегии, кардинал-дьякон, кардинал-священник и кардинал-епископ. Чтобы понять различие между ними, сперва следует обратиться к степеням священства в христианской церкви.

Свяще́нство, рукоположе́ние или хирото́ни́я (от греч. χείρ — рука и τονεω — полагаю) — в общехристианском использовании — посвящение человека, наделяющее его дарами и правом совершать таинства и обряды. Обряды и теология рукоположения во всех исторических церквях отличаются несущественно.

Степеней священства три: дьякон, пресвитер (священник) и епископ. Любой служитель Церкви был обязан иметь хотя бы один сан из указанных выше.

Диа́кон (разговорная форма дья́кон; др.-греч. διάκονος — служитель) — лицо, проходящее церковное служение на первой, низшей степени священства. Диаконы помогают епископам и священникам в богослужении, но самостоятельно предстоять на христианском собрании и совершать таинства не могут.

Пресви́тер (греч. πρεσβύτερος — «старейшина, глава общины», а также «старик», «священник» лат. presbyter) — древнейшее каноническое (то есть усвоенное древним церковным законодательством — правилами апостолов, вселенских и поместных соборов) название второй степени священства в христианстве.

Дьяконы, пресвитеры и монахи, проживающие на территории епархии, подчиняются епископу:

Епи́скоп (др.-греч. ἐπίσκοπος — «надзирающий, надсматривающий»; от ἐπί — «на, при» + σκοπέω — «смотрю»; лат. episcopus) в Христианской Церкви — священнослужитель третьей (высшей) степени священства.
По учению как Православной, так и Католической церквей, одним из существенных признаков канонической легитимности и действительности священства вообще и епископства в частности признаётся их апостольское преемство, то есть прямое принятие священства от того, кто сам получил полноту власти в Церкви от апостолов — через последовательный и непрерывный ряд их преемников.

Из семи таинств (крещение, елеосвящение, брак, покаяние (исповедь), причастие, миропомазание (конфирмация), священство (рукоположение)) священник имеет право осуществлять первые пять, епископ же - все семь.
Рукополагать имеет право только епископ. Рукоположение же в епископы осуществляется тремя другими епископами.

Эти степени священства не стоит путать с "должностями" епископов, архиепископов и кардиналов, хотя должность ценилась выше степени посвящения, т.е. рукположенный епископ будет стоять ниже кардинала-дьякона, хотя имеет право совершать таинства и считается преемником апостолов.

До начала XX века нередки были случаи передачи аббаств, епархий и возведения в кардинальский сан отпрысков знатных семей, которые не получали ни священнического, ни епископского рукоположения (но имели, по крайней мере, сан дьякона). Такие люди не жили в своих монастырях и епархиях, поскольку не имели права служить мессу и совершать таинства, делегируя эти полномочия викарию, однако не без удовольствия пользовались доходами от своих диоцезов, приходов и монастырей. В Новейшее время подобной практике был положен конец. Епископ обязан получить соответствующую хиротонию и жить большую часть времени в своей епархии, священник - в приходе, а аббат - в монастыре.

Что же касается кардиналов, то членов Священной коллегии, как было сказано выше, можно разделить на три группы - кардиналы-дьяконы, кардиналы-священники и кардиналы-епископы.
Сегодня кардиналом может стать только тот, кто прошёл через все ступени священства и является епископом, за редким исключением, когда за особые заслуги понтифик может пожаловать пурпур пожилому священнику без требования принять епископское рукоположение.

Что же касается нашего прекрасного XV века, то у нас куда больше путаницы.

Кардинал, имевший только дьяконскую хиротонию, становился кардиналом-дьяконом. Несмотря на то, что он имел все шансы быть избранным Папой Римским, до этого момента он мог ни разу в жизни не служить мессу и не совершать никаких таинств, лишь помогая тем, кто имел более высокие степени священства. Например, Асканио Сфорца и Чезаре Борджиа, хотя и владели доходами от епархий, никогда не отправляли литургию, не принимали исповедь, не венчали и т.п..

Кардиналом-священником (самая многочисленная группа) становился тот, кто имел вторую и третью степень священства, т.е. являлся полноправным священником или епископом и был способен осуществлять пять или все семь таинств. Например, Джанбатиста Орсини.

Кардиналом-епископом (их всего может быть не больше семи) становился только рукоположенный епископ.

Как известно, в Риме очень много церквей. В каждой церкви имеется свой настоятель. В ряде храмов Вечного города настоятелями церквей считаются кардиналы. В теории, кардиналы-священники должны были сами служить мессу в этих церквях, кардиналы-дьяконы - прислуживали священникам. У нескольких церквей мог быть один настоятель в кардинальском звании. Упомянутые выше Сфорца и Борджиа носили звание кардиналов-дьяконов Сан-Вито-Сан-Модесто и Санта-Мария-Нуово соответственно, а до принятия священнического сана Алессандро Фарнезе был кардиналом-дьяконом Сан-Космо-Дамиано.
Что же касается кардиналов-епископов, то каждый возглавляет одну из семи т.н. субурбикарных епархий, т.е. епархий пригородных районов Рима, известных с древности (Альбано, Веллетри-Сеньи, Остия, Палестрина, Порто-Санта-Руфина, Сабина-Поджо Миртето и Фраскати). Исторически на кафедры этих епархий назначаются наиболее влиятельные епископы Римской курии. Один человек может возглавлять несколько из этих епархий одновременно.
Джулиано делла Ровере и Оливьеро Карафа - кардиналы-епископы (первый - Остии и Веллетри, второй - Сабины). До своего избрания Родриго Борджиа успел побывать кардиналом-епископом, сперва Альбано, а затем Порто-Санта Руфина.

Кардиналы-дьяконы получали церкви, положенные кардиналам-дьяконам.
Кардиналы-священники получали настоятельство в церквях, положенных их званию, плюс могли одновременно являться настоятелями в церквях для кардиналов-дьяконов.
Кардиналы-епископы, помимо субурбикарных епархий, могут владеть церквями, положенных по званию их собратьям в дьяконском и священническом сане. Например, делла Ровере оставался настоятелем церкви Сан-Пьетро-ин-Винколи, положенной кардиналу-священнику, уже будучи кардиналом-епископом.

Переход между этими тремя ступенями мог осуществляться при принятии соответствующей степени священства и, в случае с кардиналами-епископами, появлении подходящей вакансии.

Кардинал-дьякон, дольше остальных собратьев находящийся в этом звании, является кардиналом-протодьяконом. Именно он оглашает имя новоизбранного понтифика после сжигания бюллетеней, ему же доверяется коронация Папы.
В 1495 году им является Франческо Тодескини-Пикколомини, будущий Пий III.

Кардинал-священник, дольше остальных собратьев находящийся в этом звании, является кардиналом-протопресвитером. В 1495 году им является Луис Хуан де Мила, кузен Родриго Борджиа, однако, поскольку он постоянно проживал в Испании, его обязанности выполнял кардинал Джироламо Бассо делла Ровере.

Кардинал-епископ, дольше остальных собратьев находящийся в этом звании, является деканом Священной коллегии, следующий по количеству лет в звании именуется вице-деканом. В 1495 году главой кардинальской Коллегии является Оливьеро Карафа, вице-деканами - венецианцы Джованни Батиста Дзено и Джованни Микьель (возведены в сан в один день).
Декан обязан постоянно проживать в Риме. Он "официально оповещает дипломатов иностранных держав о смерти Папы, в период «Sede Vacante» собирает кардиналов на конклав, руководит процедурой избрания, после избрания нового Папы спрашивает у него, согласен ли новоизбранный принять на себя служение понтифика и какое имя он для себя избирает (если избирают декана, то эту функцию автоматически берёт на себя его заместитель). Если избранный Папа не епископ, совершает над ним епископскую хиротонию.

Папа Римский всегда является епископом. Даже если большинство на конклаве получал кардинал-дьякон или кардинал-священник, перед своим первым появлением перед верующими в новом качестве новый понтифик прямо в месте проведения голосования принимал от декана соответствующее рукоположение (или даже два, если речь шла о дьяконе, как в случае с Джованни Медичи (Львом X), ставшим последним кардиналом-дьяконом, избранным Папой).

Отредактировано Александр VI (25-01-2017 05:52:56)

Подпись автора

Анкета персонажа
Сюжетная линия

6

Легаты de latеrе, или a latere, - так назывались кардиналы, посылавшиеся папой со специальные поручением в какую-либо местность и снабжавшиеся чрезвычайными полномочиями; по существу они были чрезвычайными папскими послами и находились на положения дипломатов, не имея никаких определенных церковных полномочий.
Если такой чрезвычайный папский представитель не был кардиналом, а был лишь епископом, то назывался нунцием (редко посол имел менее высокое звание, он тогда назывался интернунций).
Если же говорилось вообще о чрезвычайном папском представителе без указания его церковного звания, то употреблялось выражение — legatus datus, т. е. получивший специальное поручение легат.

Подпись автора

Анкета персонажа
Сюжетная линия


Вы здесь » Яд и кинжал » De minimis non curat lex » Дела духовные