Яд и кинжал

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Яд и кинжал » Regnum terrenum. Si vis pacem, para bellum » В деле грабежа не ошибись в выборе дома. 08.01.1495. Рим


В деле грабежа не ошибись в выборе дома. 08.01.1495. Рим

Сообщений 41 страница 49 из 49

1

Около девяти утра.

Дом Ваноццы деи Каттанеи

Подпись автора

Анкета персонажа
Сюжетная линия

41

Гром раздающихся сзади ударов, которыми слуги наградили подпертую дверь, действовали на грабителей сильнее, чем если бы все ветры мира дули им в спину. Даже коренастый Жан, не любивший стремительных перемещений, бежал так споро, словно было в нем весу раза в полтора меньше, а лет так и вовсе в два. Подгоняло и нежелание упустить кошелек, что лежал за пазухой и хранил, судя по весу, немало золотых, и возможность оказаться вздернутыми на виселице за мародерство, а то и вовсе стать жертвой спешной расправы. Слава небесам, город Рим ничем не отличался от многих других городов - петляющие улочки, да тесно стоящие по обеим сторонам дома. На этот раз Жан и Пьер спешили уйти из районов побогаче туда, где теснились домишки попроще.

Поворот, поворот, поворот, пара оград каких-то захудалых лачуг. Наконец, Жан остановился и обернулся.

- Кажется, нам вновь повезло, Пьер, - выдохнул он, когда отдышался. - Ноги унесли. Без подсвечников и кувшинов, зато с деньгами.

Подпись автора

Анкета персонажа
Сюжетная линия

42

Со свистом выдыхая, Пьер привалился к стене:
- Говорил же тебе, я - везунчик, - похвастался, благополучно забывая о том, что уже чувствовал прикосновение веревки к своей шее.
Немного зудело между лопатками и франк, оправдывая прозвище, почесал спину прямо о шершавую кладку.
- А из наших кто остался, ты не видел? - вспомнил он с беспокойством.
Не о товарищах думал, а об их молчании, щипцы-то кому хочешь язык развяжут.
- Ладно, бог - не выдаст, свинья - не съест, - после бесплодных воспоминаний махнул рукой и дружески подтолкнул приятеля. - Славный денек сегодня, Жан, славный. Сколько бы в своей кузне провел за такие-то деньги? Да и у меня бы горб вырос. Счастливчики мы с тобой, - хохотнул и, мечтательно закатив глаза к небу, принялся представлять, как он потратит свое неожиданное богатство.

Подпись автора

Анкета персонажа
Сюжетная линия

43

Теперь, когда все было позади, на Ваноццу беспощадной правдой обрушилось понимание, чего она только что избежала. Она обвела затуманенным от непролившихся слез взглядом изуродованный дом.
- Нет, со мной все в порядке, - тяжело опираясь на протянутую руку, ответила помощнику.
Ей пришлось сжать зубы, чтобы удержать рвущиеся изнутри рыдания. Бессилие - это саднило душу. В ее дом проникли, надругались над служанкой. Словно услышав мысли госпожи, Беттина замолотила кулаками по подножию лестницы.
Повинуясь взгляду графини, один из слуг заботливо укрыл девушку покрывалом - очень кстати пришелся брошенный франками узел.

Ваноцца сжала руку Джерардо, внутри закипала ярость. Она перешагнула через погнутый подсвечник - пусть франки избежали возмездия, здесь те, кто виноват в том, что это вообще могло произойти.
- Как вышло так, что дом осталось без защиты? - не по-женски чеканя слова, поинтересовалась она. - Мне кто-нибудь расскажет, почему это произошло?

Подпись автора

Настоящий мужчина всегда добьется того, что хочет женщина
Мужчины создают законы, женщины - нравы

44

Несмотря на то, что ситуация совсем к тому не располагала – во взгляде Джерардо невольно мелькнуло восхищение. Другая женщина после случившегося залилась бы слезами, заново переживая минувшие страхи и вряд ли была бы в состоянии вымолвить слово – но не Ваноцца.
Его госпожа сразу принялась наводить порядок. И страх на слуг.

Последние – включая тех, кто вернулся несолоно хлебавши, заметив, что франкам удалось сбежать – молчали. Тяжелую давящую тишину боялись нарушить лишним словом или звуком. Боялись привлечь внимание. Впрочем, Дамиани трусом никогда не был.

- Хозяйка задала вам вопрос, - громко напомнил он, противопоставляя себя слугам, хотя, по сути, являлся одним из них. – Может быть, Карло расскажет мадонне Ваноцце, почему вместо того, чтобы охранять дом, он украшал собой римские улицы?

Тон Джерардо был спокоен, но взгляд его выражал ледяной холод. Не будь рядом графини, он бы по-свойски разобрался с виновниками – всё-таки присматривать за слугами было его обязанностью – но в присутствии Ваноццы считал недопустимым действовать без ее приказа.

Карло – уже и без того до смерти испуганный – побледнел до синевы и бросился в ноги к бывшей любовнице понтифика.

- Помилуйте, госпожа, - растерянно бормотал он, втягивая голову в плечи, - я не хотел уходить, просто у меня сестра… Она рожает тут, недалеко. Я думал, что успею вернуться.

Произнесенные, слова звучали жалко, Карло это понимал. Ему хотелось оглянуться, чтобы найти взглядом конюха, который сопровождал его в этой отлучке, но он не решался. Он даже не решался коснуться края покрывала, в которое – по милости мародеров – куталась Ваноцца.

Дамиани очень хотелось пнуть ноющего мальчишку тяжелым сапогом – за бессмысленные глупые отговорки, но он сдерживал себя. Во-первых, сейчас всё решала графиня, а во-вторых, хозяйка же опиралась на его руку. И он готов был оказывать ей поддержку столько, сколько ей было это угодно.

Подпись автора

Неблагодарный сын, добросовестный ювелир, преданный помощник
История жизни

45

Бедолага конюх сейчас не был рад даже тому, что вообще на свет появился. Запоздалое понимание, что надо было попробовать схватить живым хотя бы одного из грабителей. Если бы повезло, получил бы какое ранение, пусть не сильное, там он бы уж расстарался, постонал бы погромче, может тогда и меньше был бы гнев у Ее светлости. Но задним умом - все сильны, теперь же только и оставалось, что переминаться с ноги на ногу и, опустив глаза в пол, молчать и молиться.
Все мальчишка виноват, да какая разница? Спрос-то с обоих будет. Конюх втянул голову в плечи - ледяного взгляда Дамиани он боялся едва ли не больше пугающего своей ненормальностью спокойствия графини.

- Я и не знала, что у меня работает повитуха, - едко ответила Ваноцца. - Ты, - она повернулась к конюху, - не иначе как на кобылах потренировался?
Она свободной рукой рассеянно погладила по голове всхлипывающую Бенедетту. Та, устав биться о ступеньки, свернулась калачиком и, обняв себя за ноги, мерно раскачивалась.
Не тронулась бы умом.
Ни одно наказание для беглецов не казалось достаточным. Графиню затрясло и она еще сильнее закуталось в покрывало. Случайно поймав неприкрытый вопрос в глазах Верджилио, она вдруг поняла, как и сама выглядит в глазах слуг - полураздетая, растрепанная. Более недалекий, чем остальные, Верджилио просто не сумел скрыть того, о чем втайне могли подумать другие.
Старая Симона тихонько причитала. Ваноцца прислушалась...
- Ой, понесет девка, ой, понесет, - сменилось, - бедная-бедная Ее светлость.
Даже в голосе верной служанки ей показался вопрос.

Краска стыда, тем более сильная, что подозрения могли бы быть небеспочвенными, если бы ей не пренебрегли - и странная мысль и негодование о том резанули тесаком - залила лицо.
- Один из них должен на ней жениться, - она прижала к бедру белокурую головку Бенедетты. - А со вторым... пока пусть посидит внизу. Я решу, что с ним сделать.

И вот тогда мы посмотрим, кто первым не выдержит.
Даже летом в подвале дома графини было прохладно, зимой же лютый холод за несколько часов мог вынуть душу.
Карло не выдержал, схватил край покрывала. Он старался не смотреть на конюха - было стыдно, но еще сильнее было страшно.
- Ваша светлость, я, я женюсь! Она мне давно нравилась!
Сейчас он был готов пойти под венец даже со старой Симоной, все лучше, чем ждать что может придумать в наказание графиня деи Каттанеи, самая долгая привязанность известного своей изобретательностью к врагам Родриго Борджиа.

Подпись автора

Настоящий мужчина всегда добьется того, что хочет женщина
Мужчины создают законы, женщины - нравы

46

Конюх Урбино – до того понуро опустивший голову с недоумением вслушался в предательские слова мальчишки. И – уже с отчаяньем – почувствовал, как облегченно вздохнули остальные. Господский гнев нашел виноватых.

- Это несправедливо, - конюх поднял голову, с презрением посмотрев на ползающего в ногах графини Карлито. – Он больше виноват. А жениться, - Урбино бросил быстрый взгляд на обесчещенную Бенедетту (порченная девка, но всё лучше чем смерть от лютого холода в подвале), - жениться и я могу.

Ваноцца не успела бы ответить – быстрый Дамиани шагнул к конюху и ударил его по лицу. Не в полную силу своего кулака – всё равно Урбино не осмелится ответить – но всё же достаточно, чтобы разбить ему губу.

- Будешь еще рассуждать о справедливости, грязная собака, - негромко, но отчетливо проговорил помощник графини и пояснил (для присутствующих), - во власти Ее светлости наказать всех за этот проступок. Все виноваты. Дверь ведь не взломана, значит, франков кто-то впустил.

Внимательный взгляд Джерардо уже отметил, что на входной двери нет никаких следов меча, стало быть, она была – по небрежности или злому умыслу – добровольно открыта мародерам. Конечно, нельзя было исключать возможности проникновения в дом другим путем – видит Бог, опытные грабители знают разные способы, но Дамиани говорил намеренно уверенным тоном, чтобы слуги испугались его осведомленности и всё выложили. Безусловно – если бы Ваноцца велела своему цепному псу разобраться со слугами, а сама удалилась, чтобы сменить платье, он вел бы себя куда категоричнее и жестче. Но хозяйка сама предпочла покарать виновных, так что Джерардо вел себя очень сдержанно, ничего не делая без приказа. Он даже не стал раздавать распоряжения по поводу того, чтобы слуги прибрали дом – хотел дождаться пока наказание для провинившихся не будет оглашено. Чтобы другим было неповадно.

Невольно потерев руку, слегка отбитую о лицо конюха, Дамиани отступил в сторону и посмотрел на Ваноццу, словно испрашивая извинения за свою несдержанность.

Подпись автора

Неблагодарный сын, добросовестный ювелир, преданный помощник
История жизни

47

Симона по-молодому вскочила и, второпях заговариваясь, запричитала:
- Да если б я знала! С ночи никто не выходил, а уж вечером я всегда засов проверяю. Из ума еще не выжила.
От негодования она даже ногой притопнула.
- Не кричи, верю тебе, - тихо произнесла графиня. - Если эти ушли, как воры, то они оба и виноваты.
Бенедетта подняла голову, слезы высохли, но в глазах застыла тоска:
- Оба. Никого не хочу.
Спасительное равнодушие укутало в пуховое одеяло, она сжала морщинистую руку бабушки и прижала ладонью к своей щеке.
Урбино и Карл переглянулись, каждый другого обвиняя. Ведь стремясь уйти по-тихому, они никого не позвали, чтобы дверь на щеколду заперли. Тут и конюх не выдержал.
- Ваша светлость, я же сколько лет верой и правдой! - он старался говорить спокойно, незаискивающе, но руки дрожали. Разбитая в кровь губа - это самое меньшее зло.
Ваноцца помолчала:
- Пусть в доме уберут, - обратилась к Дамиани, - а этих - в подвал. Я подумаю, что с ними сделать.
Обогнув Беттину, она поднялась по лестнице и уже сверху добавила:
- Нагрейте воды для меня и для нее, - невиданная забота о служанке вызвала на лице Симоны слабую, но благодарную улыбку.
Графиня вошла в свою, теперь не свою комнату и, закрыв за собой дверь, прислонилась к ней спиной. Теперь и она может позволить себе заплакать.

Подпись автора

Настоящий мужчина всегда добьется того, что хочет женщина
Мужчины создают законы, женщины - нравы

48

Миг слабости хозяйки остался незамеченным Дамиани – он со всем рвением принялся распоряжаться слугами, намереваясь привести дом хотя бы в относительный порядок. Он достаточно хорошо знал породу слуг и знал, что стоит им дать волю, то они целый день будут сидеть возле камелька, перебирая в памяти подробности богатого на события утра.

Виновники были посажены в подвал – как и было велено – хотя Джерардо считал это достаточно мягким наказанием. Если даже они там и околеют – это будет слишком тихо и не больно-то показательно для других.

Поэтому – хотя дом еще не до конца стер с себя постороннее присутствие - Дамиани постучался к графине. Он был достаточно смышленым для того, чтобы сообразить, сколько времени потребуется на приведение внешности госпожи в благопристойный вид, так что не сомневался, что она уже готова его выслушать. Вопрос – захочет ли? Мародеры, конечно, обшарили не весь дом – не хватило бы времени – но урон нанесли существенный. Не сколько ограбив, сколько повредив ценным вещам в доме Ваноццы, франки превратили богатое убранство дома в груду хлама, прибрать который стоило больших усилий.

Заботясь в первую очередь о хозяйке, Дамиани, разумеется, первым делом, отправил слуг в покои Ее светлости, но всё же понимал, что утешение это небольшое. Поэтому направлялся в комнаты госпожи со смешанными чувствами стыда, вины и злости. Всё-таки ему следовало в свое время настоять на усилении охраны дома, да и вообще лучше слуг подбирать. Чтобы служили, а не бегали по своим нуждам, лишь только хозяйка отвернется! Франкам и вовсе Джерардо желал гореть в аду и очень жалел, что в настоящий миг не может поспособствовать исполнению этого своего желания.

Негромко попросив доложить о себе графине, Дамиани стал терпеливо ждать, когда его позовут. Вопрос с сидящими в подвале слугами следовало решить – пока не стало поздно – но Джерардо понимал, что Ваноцца может не захотеть его видеть. И будет права.

Подпись автора

Неблагодарный сын, добросовестный ювелир, преданный помощник
История жизни

49


Вы здесь » Яд и кинжал » Regnum terrenum. Si vis pacem, para bellum » В деле грабежа не ошибись в выборе дома. 08.01.1495. Рим