Выложенная ниже информация перенесена со старого форума "Яд и Кинжал". Выкладывается администрацией проекта, но в ее нахождении и оформлении принимали участие как ныне играющие, так и покинувшие уже проект участники.
Александр VI, Папа Римский
Яд и кинжал |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Яд и кинжал » Sic transit gloria mundi » Александр VI, Папа Римский
Выложенная ниже информация перенесена со старого форума "Яд и Кинжал". Выкладывается администрацией проекта, но в ее нахождении и оформлении принимали участие как ныне играющие, так и покинувшие уже проект участники.
Александр VI, Папа Римский
Семейство Борха (Borja) происходило из Арагона, из одноимённой местности в 63 км к северо-западу от столицы королевства, Сарагосы. Однако, перебравшись в Каталонию в середине XIII века, когда король Хайме I даровал Эстебану де Борха земли в только что отвоёванной у мавров Хативе (1238), его потомки перешли на каталанский язык, а их имя стало произноситься и на кастильский манер, Борха, и на каталанский, Борджа.
В Каталонии Родриго Борджиа назывался Родерик де Борха/Борджа.
Отредактировано Александр VI (07-10-2016 13:51:23)
Одними из немногих не-испанцев из числа приближённых Родриго Борджиа были Лодовико Подокатаро (1429-1504), грек-киприот, личный секретарь (по некоторым сведениям, также и врач, во всяком случае, он лечил Иннокентия VIII), с 1484 епископ Капаччио, с 1500 кардинал, и Камилло Бенеимбене, нотариус, составлявший брачные договоры Ваноццы и Лукреции.
Согласно письмам разных авторов, Александр VI с молодости очень любил музыку.
Во время понтификата Иннокентия и его преемника (1489-1495/1498) в папской капелле служил франко-фламандский композитор Жоскен Депре (1450/1455-1521), один из наиболее значимых мастеров полифонической музыкальной школы (успевший побывать при дворах Милана (1480-е гг.) и Феррары (1503-1504 гг.)), а также каталонский органист Мартурия Пратс.
Отредактировано Александр VI (07-08-2016 02:33:58)
После своего избрания Александр VI резко урезал расходы Апостольского дворца. В день на его полное содержание тратилось 20-30 дукатов, общая годовая сумма достигала в среднем 7000 дукатов, что включало затраты на жалованье слугам и страже (выплачивалось оно всегда вовремя). При этом годовой бюджет Святого престола составлял, по разным оценкам, от 80 до 90 тысяч дукатов.
Считается, что при Борджиа впервые за долгое время папская казна расплатилась с долгами и вышла в профицит.
Отредактировано Александр VI (12-08-2016 13:07:25)
В 1887 году пожелавший остаться неизвестным баварский донатор передал капитулу парижского собора Нотр-Дам набор камей с изображением всех Пап, начиная с апостола Петра. Портреты были изготовлены мастерами из города Торре-дель-Греко, недалеко от Неаполя.
(Сама традиция - собрание портретов всех понтификов - берёт начало в V веке, когда Папа Лев Великий приказал выложить мозаичные изображения всех своих предшественников на стенах базилики Св.Павла, располагавшейся за римскими городскими стенами).
Коллекция пополняется по сей день.
Фрагмент росписей герцогского дворца в Гандии (XVII век).
В медальонах изображены Александр VI и Калликст III. Есть версия, что заказчики надеялись, что и третий медальон будет заполнен портретом очередного понтифика из рода Борджиа, но пришлось ограничиться геральдическим животным.
Отредактировано Александр VI (24-08-2016 20:56:58)
Доход Валенсийской епархии при её передаче Калликстом III в управление племяннику (1458) составлял 6500 дукатов.
В 1492, на момент возведения в сан архиепископа Чезаре Борджиа, эта сумма достигала уже 16000 дукатов.
Отредактировано Александр VI (24-08-2016 20:57:10)
Гербы кардинала Родриго Борджиа, Папы Калликста III и Педро Луиса Борджиа, герцога Сполето.
Плита 1458 года, ныне украшает мост Мильвио на севере Рима.
В библиотеке Пикколомини в Сиене, на фресках, посвящённых жизнеописанию Пия II, можно разглядеть и молодого Родриго Борджиа. В сцене возведения Энеа Сильвио Пикколомини (будущего Папы Пия) в кардинальский сан по правую руку от Калликста III располагается его младший племянник Родриго. Будущий Александр VI получил инвеституру 17 сентября 1456, Пикколомини присоединился к Священной Коллегии в декабре того же года.
Автор фресок - Пинтуриккио, который работал в Сиене в 1502-1508 гг., соответственно, изображение не является прижизненным.
Отредактировано Александр VI (01-03-2017 03:22:13)
"Александр VI представляет Якопо Пезаро апостолу Петру", 1503-1506 гг..
Вероятно, одна из первых работ Тициана, дошедших до наших дней. Была заказана Якопо Пезаро, епископом Пафоса, в честь победы над турецким флотом при острове Лефкас (30 августа 1502), где Якопо командовал папским флотом, а его кузен Бенедетто - венецианским.
Изначально картина предназначалась для одной из церквей Светлейшей, где с неё снял копию молодой Ван Дейк. Затем она побывала в коллекции Карла I Стюарта, после его казни была продана и оказалась в монастыре Сан-Паскуале в Мадриде, а в 1823 попала в собрание живописи нидерландского короля Вильгельма I, и сегодня её можно увидеть в Королевском музее изобразительных искусств в Антверпене.
Отредактировано Александр VI (22-09-2016 04:02:33)
Из книги Бориса Танненбаума "Великие Борджиа. Гении зла":
Дон Родриго стал кардиналом Сан Никколо в возрасте двадцати пяти лет; в следующем году он получил должность вице канцлера церкви — место, приносившее огромный по тем временам годовой доход в 8000 флоринов.
Молодой человек, занявший столь высокое положение, был и сам по себе личностью весьма примечательной. Красивый и статный, с живым взглядом и чувственным ртом, остроумный собеседник и талантливый оратор, он легко привлекал внимание и завоевывал сердца. Необычайно сильный и выносливый, Родриго де Борха не знал усталости; что же касается женщин… По воспоминаниям современника, «каждая, на коей останавливался его взгляд, тут же ощущала в крови любовное волнение, и лишь немногим из них удавалось устоять перед его царственным обаянием. Он притягивал их, как магнит — кусочки железа», — уничтожающая характеристика, когда речь идет о духовном лице.
Джакомо да Вольтерра описывает Родриго Борджиа как
«человека весьма способного и очень умного; речь его изящна, хорошего стиля, хотя знание литературы не превышает среднего уровня. По натуре он большой хитрец и потрясающе ловок в делах. Знаменит своим состоянием, ему предоставлен значительный кредит благодаря его хорошим отношениям с большинством королей и принцев».
Краткий список (на итальянском) основных должностей Родриго Борджиа.
Отредактировано Александр VI (17-11-2016 12:08:31)
Считается, что Родриго Борджиа родился в городе Хативе (по-каталански Шатива) в фамильном доме на улице Альдомар.
Сегодня это место называется площадью Александра VI, а на доме номер 5 висит мемориальная табличка, на которой отмечены не только даты его рождения и понтификата, но и приезд в августе 1473 года во время легатства в Испанию.
Отредактировано Александр VI (24-01-2017 00:22:51)
С 1462 и до своего избрания на папский престол Родриго проживал в палаццо Борджиа, в августе 1492 года перешедшем в собственность его преемника на посту вице-канцлера, Асканио Сфорца.
Вот что пишет об этом дворце Иван Клула ("Борджиа"):
...его дом возвышается на полпути между мостом Сант-Анджело и Кампо-деи-Фьори: часть его сохранилась после того, как проложили Корсо Виктора-Эммануила в XIX в., и находится во дворце Сфорца-Чезарини. На внушительном фасаде можно видеть гербы кардинала — наполовину Борджиа, наполовину д’Омса по линии предков с материнской стороны, — бык Борджиа и на золотом фоне три лазоревые ленты с золочеными пальмовыми листьями.
Привыкшего к пышным герцогским апартаментам в Милане кардинала Асканио Сфорца поражает роскошь обстановки этого дворца. Вице-канцлер проводит его по своему дому вместе с Джулиано делла Ровере и двумя другими кардиналами, приглашенными на обед. Передняя украшена гобеленами на исторические сюжеты. В центре гостиной для приемов, украшенной еще шестью прекрасными гобеленами, под балдахином возвышается дневная кровать, обитая темно-красным атласом. Поставец украшен золотом и серебром. В следующем зале, тоже украшенном прекрасными гобеленами, драгоценными коврами, стоит кровать для церемоний под балдахином из синего бархата. В другой, еще более роскошной комнате, стоит кровать из золотой парчи, покрытая золотой же накидкой в черную полосу и с золотой бахромой, и стол, накрытый синим бархатом, окруженный изящными табуретами.
Джакомо де Вольтерра тоже превозносит чудеса этого дома. «У кардинала, — пишет он, — дом красивый и удобный".
В первой половине XVIII века дворец, вследствие брачного союза, сделался владением семейства Чезарини (с которым и сам Родриго Борджиа состоял в родстве, благодаря замужеству его старшей дочери Джироламы) и подвергся значительной перестройке и расширению (1730). Сегодня он находится в частном владении и, как и многие другие римские палаццо, сдаётся нескольким организациям.
Однако, зайдя во внутренний дворик, можно обнаружить оригинальную трёхуровневую галерею XV века, которую видел первый владелец палаццо.
Отредактировано Александр VI (05-02-2017 22:50:30)
Дворец вице-канцлера был построен на месте бывшего папского монетного двора (Zecca pontificia). Контракт о продаже здания последнего кардиналу Борджиа был подписан 23 февраля 1458 года. Оно располагалось на улице Ректа (Recta), в приходе Сан-Бьяджио-делла-Паньотта (San Biaggio della Pagnotta). В 1462 году Родриго украсил своё новое жилище и соседние дома цветами и гобеленами перед торжественной процессией в честь прибытия в Рим священной реликвии, головы Андрея Первозванного.
Долгое время палаццо Борджиа (palazzo Borgia) также носило название Канцелярии (Cancelleria), а когда Лев X перенёс Апостольскую канцелярию во дворец Сан-Лоренцо, выстроенный кардиналом Риарио, оно стало зваться Старой Канцелярией (Cancelleria Vecchia).
Часослов Борджиа, он же часослов Медичи, был заказан Хуаном Борджиа, кардиналом Монреальским, племянником Папы Александра VI, после своего назначения кардиналом. На 420 пергаментных страницах, помимо рукописных текстов литургических служб, можно обнаружить 84 миниатюры с библейскими сюжетами. Часослов, вероятнее всего, хранился в Сикстинской капелле и использовался на службах, на которых присутствовал понтифик и близкие к нему члены Священной Коллегии.
При Клементе VII книга перешла в собственность его родственника, кардинала Гвидо Медичи, восхищенного этим произведением искусства. Впоследствии он передал часослов в дар городу Абруццо, где он долгое время хранился. Сегодня его можно увидеть в Королевской библиотеке Брюсселя.
Также на страницах часослова можно увидеть изображения Александра VI:
Отредактировано Александр VI (03-03-2017 00:29:50)
Ещё одно изображение молодого Родриго Борджиа из библиотеки Пикколомини. На фреске, запечатлевшей прибытие Пия II в Латеранский собор во время коронационных торжеств 3 сентября 1458 года, можно разглядеть и 27-летнего вице-канцлера.
Ещё несколько слов о палаццо Борджиа (в "наше" время сменившем хозяина и ставшем, соответственно, палаццо Сфорца), о котором говорилось здесь и здесь.
Обнаружилась гравюра XVI века, на которой можно увидеть и дом Родриго Борджиа, и дворец Орсини на Монтеджордано. На гравюре виден квадратный дворик, более просторный двор, где спешивались всадники и куда подвозили дворцовую провизию, а также сад, который был уничтожен при строительстве проспекта Виктора Эммануила II.
Отредактировано Александр VI (20-04-2017 01:49:38)
Вы здесь » Яд и кинжал » Sic transit gloria mundi » Александр VI, Папа Римский