В доме доньи Химены
- Подпись автора
Яд и кинжал |
Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.
Вы здесь » Яд и кинжал » Regnum terrenum. О tempora! O mores! » Провалившись в яму - копай! 10.08.1495. Рим
В доме доньи Химены
Фабии очень повезло с мужем, и сейчас у нее был шанс в том убедиться, но, к сожалению, не было возможности.
Выйдя из дома в жаркое пекло Римской улицы, Базили остановился в нерешительности, что было естественно, ведь он хотел уйти из дома, а не пойти куда-то. Если бы на его месте был Вадор, то он бы направился в трактир, где пропил бы небольшое количество денег, вознаграждая благодарных слушателей (если бы такие нашлись) рассказами о том, что случилось "с одним его другом". Или пошел бы к какому-нибудь другу, способному не задавать лишних вопросов и радующемуся внезапно объявившемуся собеседнику.
Базили - не будем скрывать - думал и об одном и о другом варианте, но - так как он не был Вадором - отринул оба. Но делать что-то было надо, и он отправился к Химене.
Шел он особенно медленно, чтобы остынуть - задача, сложно выполнимая среди бела дня в августе в Риме. Пришлось сделать пару ненужных кругов и даже купить кружку воды у водовоза, чтобы опрокинуть ее себе на голову. Внешний вид его краше от этого упражнения не стал, но зато стучать в висках перестало. К дому доньи Химены и ее матери подошел совершенно спокойный уже Базили. Он не собирался обрушивать на голову кузины обвинения и проклятия, потому что понимал, почему она так поступила. Да разве удавалось бы Базили хорошо вести дела зятя, если бы он не понимал, как, кто и почему поступит? Вот Вадор точно плохо видит, так что богатство у него не задержится. Даже ему, Базили, понятно, что с этой "герцогиней Лукрецией" что-то не чисто. То есть сама-то дочка понтифика существует и даже принимает Рамону, но за ее именем, может, прячется кто-то еще. Будь это не так, герцогиня наверняка бы больше проявила свое участие, а не маячила одним туманом. Вот, может, Химена и видела что-нибудь полезное. Кто-то же взял с нее бумагу, и уж точно не сама Лукреция Борджиа.
Идиот этот Вадор. Вот на кого Базили действительно злился. Богатство получает просто так, палец о палец не ударив, чтобы его приумножить. Дурак дураком. Канут скоро в Лету денежки Жакме Алмейда. Правильно он говорил, что в роде Алмейда на одного умного двое дураков. Шандри был умным, да только умирает. А Вадор жив, здоров и силен, как бык. Ничего, когда придется искать, откуда брать деньги, может, его сила ему и пригодится.
Выдохнув на этой мысли, Базили постучался в дом доньи Химены.
Ох, неспокойная же ночь была у доньи Химены! Она хоть и радовалась, что легко отделалась, не смогла забыть о том, от чего добровольно отказалась. Десять золотых, полученных от важного незнакомца, конечно, утешение, но только не тогда, когда грезишь о богатстве. С другой стороны, лучше быть дома в бедности, чем в сомнительном богатстве на дыбе - за несколько часов Химена полностью себя убедила в том, что лучшее, что ее ждало бы, это тюрьма, а худшее... худшее лучше и не представлять.
Но не только страдание об упущенных возможностях не давало донье уснуть - она с ужасом ждала разговора с кузеном и все ее попытки настроить себя на боевой лад потерпели сокрушительное поражение. Если здраво поразмыслить, что мог ей сделать Базили? Ну наорать, ну, может, стукнуть кулаком по столу, а вот у Лукреции Борджиа наверняка фантазия в папеньку. Но все эти рассуждения не сильно утешали Химены, да ещё и ребёнок, словно чувствуя беспокойство матери, устроил в ее животе настоящую битву.
Это не мог не сказаться на внешности: меньше чем за сутки Химена осунулась, ещё сильнее поблекла и стала напоминать тусклую тень и до того не очень-то яркой себя.
Ей казалось, что Базили примчится вечером, самое позднее, на рассвете, но кузен почему-то не торопился.
- Наверняка придумывает мне наказание, - растравляла себе душу женщина, едва ли не мечтая, чтобы все поскорее хоть как-нибудь закончилось...
Так что когда Базили все-таки дошёл до ее дома, Химена не заставила его ждать. Постаравшись придать лицу независимое выражение, она спустилась вниз, но ей хватило взгляда в сторону кузена, чтобы тут же залиться слезами.
Отредактировано Химена Наварро Кампос (05-12-2019 19:49:54)
- Химена, не надо! - Базили сморщился так, словно кто-то не плакал, а неприятно визжал.
Уже второй раз за это утро перед ним плакала женщина. Слезы Фабии увеличили его гнев, но теперь Базили уже остыл и выдохся, злиться и кричать не мог, обвинять по-настоящему тоже. Да и много ли в том толку? Чтобы хоть что-то исправить, следовало действовать, для чего нужны холодная голова и расчет. К тому же, кроме него, хладнокровно рассчитывать некому. Не Фабии же с Хименой! Он был совершенно один.
- Ну будет, будет, - он неловко погладил кузину по спине. - Я не сержусь. Почти. Хотя ты дала маху. Чем тебя напугали и кто?
Задав главный вопрос, Базили напрягся. Это был момент истины, и теперь он почти не дыша ждал ответа, кто тут был.
Отредактировано Базили Руис (06-12-2019 10:49:03)
Если бы Базили начал кричать или угрожать, наверное, Химена бы попыталась дать отпор, но кузен был так неожиданно добр, что ей стало ужасно стыдно. Что уж говорить, донья не отличалась сильной последовательностью в действиях, и вряд ли сама это замечала.
- Он мне сказал, что меня ждут суд и дыба, - сразу сообщила она.
Сказав в целом правду, Химена изрядно покривила душой, но если в разговоре с посланником герцогини Пезаро она валила все на кузена, то при беседе с Базили без зазрения совести существенно преувеличила натиск дона Мануэля. В ее сбивчивом рассказе кастилец выглядел настоящим злодеем. Впрочем, если Базили надеялся услышать факты, то напрасно, большую часть времени Химена шпыгала носом и то и дело повторяла:
- Он уверял, что меня отправят на дыбу.
Отредактировано Химена Наварро Кампос (06-12-2019 16:23:09)
"Значит, он", - с мрачным удовлетворением подумал Базили. - "Я так и думал".
Вывод был сделан слишком поспешный. Что с того, что с Хименой разговаривал какой-то мужчина? Но Базили очень хотелось, чтобы за помощью Рамоне стоял какой-то мужчина, и из личного интереса, и он был готов принять за доказательство тому самые слабые свидетельства. К сожалению для Рамоны, неправильные выводы оказывались в ее случаям правильными.
- Конечно, суд и дыба, - с видом скептика кивнул Базили.
Про себя он знал, конечно, что это была не такая уж и глупость, хотя до такого сам бы он не допустил.
- И кто же это был? Он ведь представился? Кто он? И большое у него было сопровождение?
Химена готова была рассказать все, что за знала, за исключением, разумеется, одного - полученных от незнакомца дукатов. Стараясь быть полезной она наморщила лоб, но спустя несколько мгновений изумленно ахнула:
- Он не назвал мне своего имени, просто сказал, что он посланник герцогини Пезаро. Богато одетый и держался так, словно весь мир принадлежит ему. Я таких ещё никогда е встречала.
Над последним вопросом она задумалась.
- Нет, если с ним и был кто, то остался на улице.
Химена не стала добавлять, что провожала неизвестного дона взглядом, потому точно знает, что он был один. Хотя может быть слуга ждал его в каком-нибудь трактире?
- Он сказал, что мадонна Лукреция принимает в донье Рамоне большое участие... он был очень убедителен, да и если бы это было не так, зачем ему лгать?
Отредактировано Химена Наварро Кампос (08-12-2019 11:33:47)
"Ну конечно, все именно так!" - ликовал про себя Базили.
Химене он только кивал, хмурясь, не показывая, что в чем-то доволен.
Конечно, этот мужчина не назвался. Возможно, он и знает герцогиню Пезаро, да даже и выполняет ее поручение, но только отчасти. Он действует по своему желанию, но не хочет слишком проявлять себя, поэтому и не назвался, поэтому и пришел один. Разве можно эту таинственность объяснить как-то иначе? И, конечно, он богат. Вот уж это совсем хорошо ложилось в картину предположений Базили. Хитрая ведьма Рамона не упустит своего. Если уж поклонник, то чтобы все сделал и еще дал денег. Она очень любит деньги, вот уж в чем Базили не сомневался. А этот человек - ее любовник, настоящий или будущий. Наверняка второе. Разве она наградит кого-нибудь, пока не получит все, что только можно?
- И кто он? Римлянин или, может, из других мест? Как тебе показалось по его речи? Может, из Пезаро?
- Он точно не итальянец и он все время называл меня доньей.
Вот тут Химена отвечала уверенно, правда вот следующее ее заявление было скорее из области предположений.
- Мне показалось, что он валенсиец, хотя и говорил он на кастильском наречии. Он вел себя как настоящий гранд, такому и возражать страшно. К тому же он совсем не молод, - зачем-то добавила она.
Ей не показалось странным, зачем кузену нужны все эти сведения, за то, что Базили не стал на нее кричать и не обрушил на ее голову град упреков, она была готова рассказать ему все-все... ну кроме тех десяти дукатов. Если бы Базили повел себя по-другому, Химена бы просто замкнулась, а то и вовсе начала бы разговор с обвинений, но она и раньше-то не была по жизни бойцом, теперь же в своем сложном положении предпочитала спрятаться от забот в мире мечтаний, а не решать проблемы. Вот если бы незнакомый идальго и Базили столкнулись в ее доме нос к носу, тогда бы ей пришлось задуматься, чью сторону принять, а так... а так она шла по пути наименьшего сопротивления.
Отредактировано Химена Наварро Кампос (08-12-2019 18:05:28)
- Ну конечно, испанец, - вновь улыбнулся сам себе Базили.
Этот элемент мозаики тоже хорошо ложился в целую картину.
Если судить по тому, как рассказывала Химена, этот человек был скорее не испанцем-римлянином, а именно гостем из Испании. Итак, что получалось? Некий мужчина, уже не молодой, внешностью - валенсиец, богатый и родовитый... Возможно, Химену просто ослепить, так что не слишком родовитый. И все равно. Он принят у герцогини Пезаро и, видимо, близок к ней.. Посланник? Возможно. Все было зыбко, и каждая догадка могла оказаться ложью, а все вместе они неплохо сужали круг поисков. Если искать человека. А можно пойти и другим путем - выследить Рамону, чтобы увидеть его. А потом уже выследить его.
Базили испытывал потребность в действии и деятельности. План, задача, наметки - все это успокаивало, приводило мысли в порядок, смиряло с действительностью. Наследство уже уползло из его рук, тут уж ничего не поделаешь. Он вообще был дураком, что ставил на семью жены, это он теперь ясно видел. Надо было использовать их, чтобы поправить свои дела, помочь себе. Доход был бы меньше, зато уже точно свой, не отнять.
Но кое за что еще можно было побороться - за влияние на Вадора, это слабака, который все равно ничего не может. Если раскрыть ему глаза на женушку, то он не будет пускать ни во что Рамону. И все ее герцогини Лукреции с этим ничего не поделают.
- Спасибо, Химена, - Базили похлопал кузину по руке.
У него была еще одна мысль.
- Жаль только, что твоя откровенность с этим человеком оставила нас с Фабией на улице. Да-да, Вадор сказал нам убраться. Я ищу, где можно снять комнаты. И вот я подумал, что у тебя с матерью большой дом. Гораздо больше, чем вам обеим нужно. Я бы остановился у вас.
От этих планов Химена только рот открыла, мысли ее беспорядочно заметались, как накрытые горшком бабочки. С одной стороны, сдать часть дома - не такая уж и плохая идея, придется потесниться, но и деньги лишними не будут, с другой стороны, а сколько Базили думает ей платить, да и думает ли вообще. Нет, лучше уж пустить чужих людей, но остаться хозяйкой, а кузен - он точно все под себя заберет, а то ещё придумает что-нибудь на подобие того, что собирался проделать с наследством Александре Алмейда, так и вовсе без дома остаться можно.
Но отказывать впрямую было боязно, потому Химена только поджала губы и сокрушенно покачала головой:
- Не такой уж он и большой, да и не я тут хозяйка, не мне решать. Не думаю, что мама согласится- у меня скоро родится ребёнок, и вы с Фабией тоже не вдвоём. Но я понимаю ваше положение, так что попробую ее убедить.
Про себя же она подумала, что обязательно нужно переговорить с доньей Доротеей, чтобы не вздумала согласиться - дороже обойдётся. Хотя если Базили предложит хорошие деньги...
- А сколько вы могли бы платить?
Отредактировано Химена Наварро Кампос (09-12-2019 22:56:05)
Базили был не дурак, не в первый раз вел разговор, в котором что-то хотел получить, так что хорошо расслышал, сколько "энтузиазма" в желании Химены убедить мать. Подозревал, что мать тут вообще не при чем.
- Я буду платить столько, сколько это стоит, - сообщил он. - Убеди свою мать, тебе не составит это труда. Я думаю, ты тоже заинтересована в том, чтобы дать нам кров. Тебе ведь не на кого больше рассчитывать, кроме себя и матери, не так ли? Кто-нибудь из родственников сильно заботится о вас? Интересуется, как ваши дела? Если с тобой что-нибудь случится во время родов, кто позаботится о твоем ребенке? Или тебе, если ты будешь долго болеть? Твоя мать уже немолода. Я могу обещать тебе помощь. Скажи матери, что если она откажет, я-то найду, как выпутаться из беды. А вот о том, что вы сможете ко мне обратиться, можно будет забыть.
И Химена снова спасовала. Вернее, она как флюгер в ветреную погоду вновь поменяла собственное отношение и теперь уже и в самом деле задумалась о том, что, может, Базили и прав. В их доме не хватает мужчины и вряд ли он уже когда-нибудь появится. Конечно, она может родить сына, так ему ещё сколько времени, чтобы вырасти. Если кузен и в самом деле готов платить, то почему бы и нет. И в глазах всех родственников Химена будет хорошо выглядеть, и деньги лишними тоже не будут.
- Знаешь, а ты прав, - уже куда искренне произнесла она. - Да и что вам у чужих людей жить, потеснимся, разместимся как-нибудь. Думаю, я смогу убедить в этом маму. Уверена, что смогу.
И Фабия пусть не надеется, что станет здесь хозяйкой. Помощницей будет - это да, но не более. Базили - другое дело, все же он мужчина, только, пожалуй, и ему передавать дом в ведение не стоит. А если он подумывает ее, Химену, обмануть, то его ждёт жестокое разочарование. Если уж она выпуталась из той ситуации и даже заработала на ней десять дукатов, с кузеном она как-нибудь справится.
И, словно одобряя решение матери, ребёнок больно ткнул ее то ли локтем, то ли пяткой под самые рёбра.
Отредактировано Химена Наварро Кампос (11-12-2019 18:41:05)
- Спасибо, я знал, что на тебя можно положиться, - Базили потрепал Химену по руке.
Как выяснилось недавно, положиться можно было не очень, но лишний раз ободрить - вложение выгодное, а любой договор лучше неприязни. Возможностей у Базили было больше, чем у Химены, но не настолько, чтобы разбрасываться теми, кто может хоть как-то помочь.
- Мы переедем послезавтра.
Хорошо, что они уедут из дома Алмейда раньше установленного срока. Хоть и немного, но менее унизительно. Гораздо хуже было бы сидеть до последнего, а в сотни раз хуже - просить об отсрочке, да еще у человека, которого презираешь. Базили всегда посматривал на Вадора свысока, а после того, что предполагал о Рамоне, тот для него вообще съежился едва ли не до размеров мыши.
- Я не забуду того, что ты для нас сделала, - на этот раз Базили был еще искреннее.
Все познается в сравнении. Если бы Вадор не выгнал их, вряд ли бы после визита к кузине у Базили поднялось настроение. Но теперь, зная, что нашел, куда переехать, он воспрянул духом.
Ничего, он еще поборется. Победа всегда за тем, кто знает, что делать дальше.
Эпизод завершен
Вы здесь » Яд и кинжал » Regnum terrenum. О tempora! O mores! » Провалившись в яму - копай! 10.08.1495. Рим