Яд и кинжал

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Яд и кинжал » Manu militari » Искусство ведения поединка


Искусство ведения поединка

Сообщений 1 страница 20 из 23

1

Выложенная ниже информация перенесена со старого форума "Яд и Кинжал". Выкладывается администрацией проекта, но в ее нахождении и оформлении принимали участие как ныне играющие, так и покинувшие уже игру участники.


2

Бой со стилетом
Сей, собранный на скорую руку, реферативный обзор может быть использован для описания драк.

http://pics.qip.ru/1045aYk.jpg

Первые фехтовальные трактаты появились в Европе уже в 13 веке. Они были написаны по-немецки, писались от руки и распространялись в тех странах, где говорили по-немецки. Поэтому средневековье часто называют золотым веком Fechtbuch (учебник фехтования). Только в 16 веке, вместе с началом использования рапиры и появлением итальянской школы, эта ситуация изменилась в пользу итальянских мастеров.

"...Наиболее известной книгой о средневековом боевом искусстве является "Talhoffers Fechtbuch" ("Боевая книга" (Fechtbuch) , написанная  в 1459 году Хансом Тальхоффером. Она содержит двести семьдесят таблиц с рисунками, на которых изображены способы ведения боя разным средневековым оружием, на коне и пешим, а так же приемы рукопашного боя. Это целый трактат о войне и судебных поединках, включающий инженерные, космологические, физиологические и философские сведения. То есть грубо говоря все то, что полагалось знать настоящему мушкетеру — хоть они и появились существенно позже. А главное — уж больно у него картинки красивые." http://www.film.ru/photo/photo.asp?id=10989

3

Отдельный раздел (двадцать таблиц) посвящен бою средневековым стилетом.  Техники, описанные Тальхоффером, на первый взгляд не имеют ничего общего с тем, что сейчас называют "Высоким Искусством". Большинство представленных там техник проводятся на ближней дистанции и в захвате, клинче. Найдем мы здесь болевые рычаги и узлы на локоть, плечо и запястье, которые проводятся с помощью стилета и без него, разного рода зацепы и броски, и даже удушения - одним словом, это скорее борьба с помощью ножа, чем фехтование на ножах.

http://pics.qip.ru/3045aYm.jpg

Если говорить о хвате оружия, то на гравюрах преобладает хват клинком вниз, т.н. "реверсный", хотя встречаются уколы и некоторые другие техники, которые проводятся на прямом, "форхэндовом", хвате. Часто используется так же так называемый "двойной хват" - одна рука на рукояти, а другая на клинке, что сегодня практически не встречается.

Из оборонительных техник очень характерными являются верхний и нижний "щит" (schild), т.е. защита, выполняемая тем "двойным хватом", что упоминался выше. Основывалась она на подставке горизонтально расположенного стилета под удар по линии 1 и 2 (верхний щит) и 5 (нижний щит), а с нее могли выходить выворачивание запястья и разоружение противника.

4

Другой часто используемой техникой были "ножницы" - тоже двойной хват, но руки скрешены, как при крестообразном блоке дзюдзи-уке. Служила она для блокировки, выворачивания руки после парирования и смене хвата на "двойной", а также для душений и бросков. Крестообразный блок выполняли также, держа стилет только в одной руке, а после блока такими "ножницами", как пишет Тальхоффер, появляется возможность парировать либо перехватывать как одной, так и другой рукой.

http://pics.qip.ru/2045aYo.jpg

5

То, что фехтование пятнадцатого века не было примитивным "мочиловом", понимаешь, изучая книгу "Flos Duellatorum" итальянского мастера Fiore Dei Liberi, написанную в 1410 году. Трактат этот, правда, показывает только использование стилета, как оружия для левой руки, и как средство против вооруженного мечом противника, а не стилет против стилета, но внимательный анализ всей книги, в том числе той ее части, что посвящена фехтованию мечом, делает ее интересной и для любителей ножевого фехтования. Оказывается, люди того времени располагали целой гаммой средств, которые мы сегодня определяем словом "trapping", столь характерных для филиппинских боевых искусств или вин-чун.

В книге "Flos Duellatorum" находим:
"checking hand" - при парировании стилетом атаки противника, а так же при сокращении дистанции
"pak sao" с одновременной атакой по линии 1
"двойной "pak sao" с той же атакой
"foot trapp", только наступая на конец меча, а не на стопу, как принято сегодня в Кали или Джит Кун До
О том, что попытки овладеть вооруженной рукой противника в том фехтовании были нормой, а не чем-то исключительным, могут свидетельствовать такие книги, как "Uber die Fechtkunst und den Ringkampf" 1538 года, "Der Altenn Fechter anfengliche Kunst" 1529 года, или хотя бы "Codex Wallerstein" второй половины 15 века. Во всех этих трактатах мы найдем техники, характерные для "trapping range".

Средневековым фехтовальщикам известны были также использование против атакующего острия его же собственного оружия, примеры чего можно найти в "Gladiatoria" и "Codex Wallerstein". Использовались так же повороты корпуса, как уход с линии атаки - в "Flos Duellatorum" это помогает защититься от укола мечом по линии 5, а в "Der Altenn Fechter anfengliche Kunst" от укола ножом по той же линии.

http://pics.qip.ru/3045aYq.jpg

6

Удивляет тот  факт, что в большинстве доступных трактатов порезы - как по внешней стороне атакующей руки, так и по внутренней, - практически не рассматриваются. Единственный Fechtbuch, в котором попалась пара гравюр с порезом запястья, был "Solothuner Fechtbuch", остальные авторы того времени обошли молчанием эту технику. Порезов на шею или затылок вообще не найдено, хотя во многих ситуациях они просто сами напрашиваются.

Может, это произошло из-за формы средневекового стилета? В те времена его использовали как "запасное" оружие, дополняющее копье, алебарду, меч или топор, и служил он для ближнего боя. Более серьезное значение он приобрел только с развитием защитного снаряжения. В 12 и 13 веках появились "misericordiae" (по-немецки Gnadgott или Panzerstecher) - тонкий стилет с трех-четырехгранным клинком, без острого конца, который служил для "последнего удара", проникая сквозь кольчугу, глазницу в шлеме или щели между плитами доспеха. Примеров такого использования стилета найти можно много, и порезы таким оружием запястья не имели бы смысла. Отсутствие режущего края объясняет также использование "двойного хвата" в ножницах, щите или некоторых болевых приемах и бросках.

http://pics.qip.ru/1045aYr.jpg
На иллюстрациях в большинстве трактатов показан "Rondel Dolch", иначе "Rondel Dagger", а у него как раз клинок был острый...

7

Вот вкратце, средневековое предпочтение уколов при использовании стилета:
1. укол легче, чем порез, проникает сквозь несколько слоев одежды,
2. укол вызывает более опасные раны, чем порез,
3. резаные раны и в те времена умели достаточно неплохо лечить, а чего нельзя сказать о колотых ранах,
4. укол можно выполнить быстро и с огромной силой, т.е. быстро вбить стилет в тело, выдернуть его и сражаться дальше
http://pics.qip.ru/3045aYy.jpg

Хват "реверсный", который доминирует в "fechtbuch", позволяет удобно колоть, но не резать. Для порезов больше подходит хват "форхэндовый", зато "реверсный" позволяет удержать оружие в руках даже при мощных ударах, и удобна при разного рода болевых

Что касается "двойного хвата", то, оказывается, что такие техники, как щит или ножницы, можно выполнять даже острым стилетом. Оружие ранит только при режущем движении, а когда его сделать, решает сам хозяин.
http://pics.qip.ru/1045aYv.jpg

8

Трудно не согласиться с этими аргументами... Уколы всегда более опасны, чем порезы, особенно, когда мы имеем дело с противником, одетым в толстый кафтан, не вспоминая уж о таких элементах средневекового "костюма", как кольчуга или броня.

Если предположить, что стилет действительно использовался, как оружие для боя на ближней дистанции (а большинство гравюр представляют именно такую ситуацию), то хват "реверсный" идеально подходит для такого варианта боя.

Остается вопрос, почему ни в одном из доступных трактатов не нашлось порезов горла или шеи противника? Ведь на ближней дистанции при таком хвате они проводятся довольно легко... Может, авторы просто обошли вниманием техники "простые и очевидные", известные современникам по бою на мечах, и сконцентрировались на более сложных вещах, таких, как grappling?

Резюме:

Изучая средневековые фехтовальные трактаты, приходишь к выводу, что по крайней мере на "немецкоязычной" территории царил единый стиль боя, характерный мощным хватом оружия, предпочтением уколов над порезами, а так же разнообразием техник разоружения и борьбы в захвате. Корни многих приемов и боевых принципов, известных нам сегодня, например, из филиппинских стилей, найти можно в средневековой Европе.

9

Меч и техника владения мечом во время боя

Базировалось на этом источнике.

По предположениям, искусство фехтования в Европе появилось приблизительно в то же время, что и само рыцарство. Уже на памятниках изобразительного искусства IX-X вв. встречаются изображения пеших воинов, сражающихся на мечах.

На протяжении всей своей истории техника боя на холодном оружии, несмотря на общие изменения в его конструкции, придерживалась одной и той же биомеханической основы. Действия руками с течением времени и с усовершенствованием конструкции вооружения изменялись довольно заметно, но перемещения ног менялись незначительно.

О технике рыцарского боя, относящейся к XI- XIV вв. можно судить прежде всего по многочисленным дошедшим до нашего времени иконографическим памятникам - книжным миниатюрам, скульптурам, рельефам и т. д., а также по текстовым источникам.

Исходная боевая стойка перед боем. Выставленной вперед нога, обычно левая, реже правая, с несколько наклоненным вперед туловищем. Рука со щитом выставлена вперед, при этом щит расположен на таком уровне, чтобы закрыть как можно большую площадь тела; рука же с мечом либо отведена назад, либо находится несколько сбоку. Туловище рыцаря повернуто к противнику боком.

10

Раннесредневековая стойка с большим щитом...

Такая стойка с поворотом корпуса и выставленной вперед ногой создавала для воина достаточно большую площадь опоры, так что рыцаря было довольно трудно повалить на землю, тем более что при этом вес тела равномерно распределялся на обе ноги, а кроме того, к противнику была обращена именно та сторона тела, которая была закрыта щитом. При этом щит прикрывал тело от рубящего удара сверху, им можно было отбить в сторону колющий удар противника и прикрыть ноги, опустив щит вниз. Если позволяла дистанция между сражающимися, то щитом можно было и толкнуть неприятеля, попытаться сбить его с ног.

http://shop.gotula.ru/post/catalog/stoika.jpg

Нас это не так уж сильно касается, но для самообразования.

11

Фехтование позднего средневековья с применением кулачного щита

http://shop.gotula.ru/post/catalog/fehtovanie.jpg

XVI в.: массовая схватка по правилам "фехтовально-борцовского братства св. Луки" (Германия)

http://shop.gotula.ru/post/catalog/boi.jpg

Что касается перемещений воинов во время боя, то они зависели прежде всего от конструкции и массы оборонительного снаряжения, главным образом щита.

Чисто информативно: Поскольку до второй половины XII в. щит был довольно высоким и соответственно тяжелым, то быстро передвигаться с ним, а также подставлять его под удары было весьма трудно. Чаще всего рыцарь не столько отбивал удары щитом, сколько прятался за ним. Поэтому основой перемещения рыцарей того времени в бою была ходьба или короткий небыстрый бег для сближения с врагом, а во время самого поединка - шаги вперед, назад, вправо или влево, при нападении сзади или сбоку - повороты всего тела в соответствующую сторону.
В это время предпочитают, используя вес холодного оружия, его инерцию, а также мускульную силу воина, наносить широкие сильные рубящие удары, которые призваны были если и не разрубить доспехи неприятеля, то хотя бы сбросить их, чтобы нанести серьезный ушиб или контузию, а уже после этого серией ударов по противнику рыцарь поражал его окончательно.

Томас Мэлори в своей книге "Смерть Артура", вышедшей в 1469 г., дает много образцов фехтовальных и рукопашных поединков. Ему можно верить: Мэлори - не кабинетный писатель, но рыцарь (кажется, он даже разбойничью "профессию" однажды испробовал). Описывая одну из таких схваток - несколько "архаичную" по сравнению с боями его собственного времени Мэлори приводит такую подробность: после долгого боя рыцарь оказывается столь утомлен, что уже не может парировать удары щитом и начинает от них уворачиваться (что ему, надо сказать, удается недолго).

12

Положение несколько изменилось с появлением небольших щитов, которые были гораздо легче и удобнее, поскольку их относительно малый вес позволял быстро подставлять их под удары. Так что стали возможны уже более активные перемещения во время поединка - вперед, назад, вправо или влево, по прямой или по кругу, одиночными или двойными шагами, перебежками или прыжками, а также различные уклонения тела вперед, назад, вбок и вниз.

Кроме того, уменьшенный вес щита позволял не только парировать им удары неприятеля, но и использовать его в качестве наступательного вооружения, а именно - наносить рукой со щитом удары в корпус или голову врага, причем удары можно было наносить как плоскостью, так и кромкой, а также углами щита.
Но щитами не только ударяли. В крайнем случае можно было попытаться даже метнуть его во врага.

Понятно, что нужно было обладать воистину силой Зигфрида, чтобы, будучи смертельно раненным, так запустить щит в обидчика, но само по себе это отнюдь не отвергает возможности использования подобного приема в реальных боевых условиях.

13

Очень часто бой на мечах сопровождался не только толчками, но и разного рода подсечками, захватами и бросками, а также ударами ногой в пах или под колени Неприятелю.

Деталь гравюры Г. Гольбейна "Битва ландскнехтов". Сочетание кинжально-мечевои схватки с приемами рукопашного боя
http://shop.gotula.ru/post/catalog/boi1.jpg

Как видно из изобразительных источников, при нанесении ударов часто использовалась не только мускульная сила воина, но и вес его тела. При замахе осуществлялись, помимо движений рук, перемещения всего корпуса, так что эффект от наносимого таким образом удара был весьма значительным.
Очень часто, например, на книжных миниатюрах можно увидеть, как ударом меча снимают с противника голову или разрубают его почти напополам, что, надо сказать, не является таким уж большим преувеличением. [...] Но при нанесении столь сильных ударов нужно было быть очень внимательным, так как можно было сломать собственный меч.

14

Разновидности ударов:

а) вертикальный, наносившийся сверху вниз, рубящий удар по голове или по плечу;
б) вертикальный секущий удар по лицу или корпусу;
в) горизонтальный рубящий удар по голове, шее или плечу;
г) горизонтальный рубящий удар по туловищу примерно на уровне груди;
д) наклонный рубящий удар по голове или плечу;
е) наклонный секущий удар по корпусу;
ж) удар снизу вверх в подбородок или в живот.

Исходя из анализа средневековых изображений, а также текстовых памятников, можно с достаточной уверенностью сказать, что большинство ударов направлялось в голову, шею и верхнюю часть туловища неприятеля, то есть в те места, попадание по которым могло привести к смерти или тяжелому ранению.

Несколько реже били по рукам, в основном с тем, чтобы вывести противника из строя, или для того, чтобы выбить оружие.
Удары по ногам на иконографических памятниках встречаются относительно нечасто, но из текстовых источников, а также данных археологических раскопок, например, на острове Готланд, можно установить, что такие удары использовали весьма активно, в основном как обманные, вынуждавшие врага открыть голову.

Франция XVв.: обезоруженный рыцарь "разворачивает" противника, не давая ему возможности нанести удар
http://shop.gotula.ru/post/catalog/bitva1.jpg

15

В заключение - о способах боя на двуручных мечах. Хотя они предназначались для "неблагородных" пехотинцев, все же изредка ими пользовались в пешем бою и рыцари.

Сражались такими мечами, как явствует из их названия, только двумя руками. Обхват оружия осуществлялся тремя основными способами:
а) обеими руками: за рукоять;
б) одной рукой за навершие, другой - за рукоять;
в) одной рукой за рукоять, другой - за рикассо ("пятку" - затупленное основание клинка).

Такие мечи служили главным образом для нанесения широких рубящих ударов с замахом обеими руками из-за головы (при вертикальных или наклонных ударах) и из-за корпуса (при боковых ударах).

Впрочем, судя по фехтовальным учебникам XVI- XVII вв., в бою на двуручных мечах практиковались обводки, доставание противника на предельной дистанции самым кончиком клинка (т. е. с "досыланием") и т. д. Применимо для двуручных мечей и понятие "линии атаки", характерное для шпажного боя.

16

Здесь и ниже историческая реконструкция - для наглядности.

Двуручный меч.

17

Одноручный меч

Еще двуручник

18

Мастер-класс фехтования в доспехах с полуторным мечом-бастардом.

Микс - мечи, кинжалы, древковое оружие, борцовские приемы.

19

Одноручные мечи. Замедленная съемка. У воина в красном - фламберг.

А вот тут неплохо видно насколько эргономичны были доспехи и насколько подвижны могли быть воины в доспехе.

20

"Рыцарь в разрезе", так сказать. Типичный рыцарский доспех нашего периода с "внутренним содержимым".
http://f2.s.qip.ru/T5tGtyrB.jpg


Вы здесь » Яд и кинжал » Manu militari » Искусство ведения поединка