Яд и кинжал

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Яд и кинжал » Regnum terrenum. Si vis pacem, para bellum » "Да" и "нет" не говорите... 25.01.1495. Рим.


"Да" и "нет" не говорите... 25.01.1495. Рим.

Сообщений 1 страница 13 из 13

1

Палаццо Венеция, первая половина дня.

Подпись автора

Анкета персонажа
Сюжетная линия

2

Когда вас, господа, посещают сомнения, сердце молотит так, что кажется, стук слышен каждому находящемуся рядом и ожидание мучительно не длительностью, а потому, что не сам ты участник действа, успеха которого ждешь, и можешь лишь догадываться об успехе или… а вдруг обстоятельства окажутся сильнее и дело примет поворот необратимый? Взгляд ищет любой предмет, зацепку, якорь для метущейся мысли и останавливается на дрожащем пламени свечи.
Свечной огонек, раздраженный движениями секретаря на докладе, бесновался в зрачках Его высочества. Конфидент же, постоянно перебирал бумаги, роясь в них, ища достойное государевых ушей, Бога молил, чтоб доклад его поскорее прервался новостью о возвращении переговорщиков. Карл не отводил взгляда от свечи, не столько думая о своем, сколько не думая вовсе - ожидая.

- …После чего оба и барон и Его светлость, маркиз, высказали, один прерывая другого, свои опасения в благополучии предприятия и уверенность в правах каждого посягать на телегу, которая, будучи найденная в прошлый вторник никому не принадлежащею, как известно, принадлежала шотландской части гарнизона, но еще ранее передана была в ведение…
- Избавьте меня от подробностей… Что было решено?
Пламя свечи резко полегло и зачадило. Дуло по ногам. Король сцепил пальцы, моргнул, с тоской посмотрел в сторону порога.

- …По итоговому списку недоплачено за месяц полста дукатов каждому, из коих причитается по десяти за выполнение оного распоряжения, однако же…
- Будьте любезны, передать сии бумаги казначею и обсудить с ним приоритеты платежа.
Монотонность зачитываемых неприятностей сводила с ума, Карл отбрасывал их от себя, словно отбивая, не заботясь о решении, а они возвращались снова и снова…

- …Поскольку на конюшне остались лошади убитых в прошлой стычке и остались они бесхозными, то по причине, что никому не принадлежат, не получают они должного ухода и не кормлены, что вызывает беснование упомянутых…
- Впредь о подобных глупостях прошу мне не докладывать! Распорядитесь, чтоб конюхи, оставившие животных без корма, были наказаны, животные -накормлены и распределены или проданы. Андре? Вы намеренно обращаетесь ко мне с тем, что в состоянии решить сами?
Казалось, весь двор, мучительно коротая часы ожидания Филиппа де Бресса с его почетной миссии, выдумывал обоснованный повод, чтоб занять их. Ждал с превеликими опасениями, предпочитая некоторую, обретенную в Риме стабильность, переменам, что последуют за новостями.

Подпись автора

Анкета персонажа
Сюжетная линия

3

- Здесь все, на что я рассчитывал, - де Бресс усмехнулся и похлопал ладонью по деревянной крышке инкрустированного ларца, хранящего бумаги.
Это был ответ на молчаливый вопрос сына, вновь занявшего в паланкине место напротив него.
Савоец был доволен и горд тем, что вез своему сюзерену письменное подтверждение его победы. И сиял сейчас довольством ничуть не менее ярко, чем крупный сапфир, вправленный в перстень, украшающий указательный палец его правой руки. Желаемая инвеститура, обещание отпустить кардиналов, соглашение о принце Джеме, как и многие другие обещания, по важности чуть меньшие, - все это сейчас было в руках Филиппа де Бресса, и все это он с удовольствием передаст королю Карлу, в обмен на обещание покинуть Вечный Город (а кто из франков не мечтал это сделать уже где-то почти месяц как) и, конечно, на уверения в верности и преданности святому престолу (а кто из коронованных не обязан был их приносить). Некоторое беспокойство вызывало только сомнительное соглашение о том, что принцесса Сквиллаче остается в Риме, а вместо нее или ее супруга к французам присоединится еще один кардинал, средний сын Родриго Борджиа. В этом решении на первый взгляд не было никакого неравноправного обмена, но именно тем оно и казалось сомнительным. Уж очень легко предложил себя Чезаре. Уж очень без колебаний согласился Александр VI...

Палаццо, которое занимал король, как всегда, наглухо запертое и ощетинившееся охраной, впустило его. Пройдя до покоев, занимаемых его величеством, не задерживаясь нигде, даже для того, чтобы сбросить подбитый мехом плащ, де Бресс был допущен к королю.
- Ваше высочество, - он склонился перед Карлом, протягивая ему хранящий бумаги ящик, - это письменное доказательство вашей победы.

Подпись автора

Анкета персонажа
Сюжетная линия

4

Поддетый ногтем большого пальца отлетел золоченый замочек шкатулки, король вынул документ – пергамент, по традиции свитый тугой трубкой, потянул за собой пеньковый шнур с кроваво-красным восковым знаком. Под ним лежали согнутые грамоты, также скрепленные папскими печатями и изящный костяной нож для вскрытия их. Карлу не терпелось узнать все новости: шелестел вощеной бумагой, теребил, лохматил край, читая, смахивал раскрошившийся воск с колена, то и дело поднимая на де Бресса восхищенный взгляд. Наконец, насытившись прочитанным, удовлетворенно откинулся на подушку полукресла:
- Итак, друг мой, расскажите же мне, как вам удалось получить согласие Его святейшества? Это подобно мифическому подвигу - добыть решение по всем вопросам одним переговорным днем. Действительно, подвиг! Андре?! Вы не находите?
Придя в чрезвычайно благодушное настроение, Карл спешил поделиться радостью и восхищением своим со всяким, кто был поблизости. Войди сейчас камердинер, он, надев маску благодушия, посоветовался бы и с камердинером, сам же пытался сообразить, чем может грозить подобная, невообразимо скорая победа. Сколько бы ни был ценен золотой кулон, он был всего лишь безделушкой, можно ли было надеяться окупить им политические уступки такого значения.

Конфидент, как мог, искреннее согласился с оценкой мастерства господина де Бресса и жадно набросился на бумаги. Касаясь их, вертя в руках драгоценные документы, подкладывая для подписи и подставляя поближе к руке короля письменный прибор, разогревая воск для августейшей печати, суетясь и почитывая между делом, чувствовал себя причастным к великому моменту обмена неаполитанской короны на брелок с геральдическим значком.

Подпись автора

Анкета персонажа
Сюжетная линия

5

- К сегодняшнему дню его святейшество уже были подготовлены предыдущими нашими беседами. Сегодняшний день получился днем сплошных формальностей.
Де Бресс жадно следил за свитками, переходящими из рук его высочества в руки секретаря, как если бы на их месте были мешки с его личным золотом. Выражение удовольствия от услышанной похвалы было довольно явным - савоец осознавал степень важности свершенного и был доволен тем, что она оценена и тем, кому он служил.
Он бы мог еще добавить, что к сговорчивости понтифика имеет самое прямое отношение и стоящая в Риме армия франков, и особенно те из них, кого его высочество приказывал повесить за мародерство и прочее, и это было бы хоть и циничной, но правдой, но, разумеется, де Бресс об этой правде умолчал, и вовсе не из-за того, что боялся умалить свои заслуги.

- Да, его святейшество очень спокойно отнесся ко всему, что не было для него сегодня неожиданным. А вот новости были встречены не так благосклонно. Что вы знаете о пребывании в Риме принцессы Сквиллаче, его озадачило, но он быстро нашелся. Он утверждает, что дочь того, кто называет себя неаполитанским королем, никак не может сопровождать вас в дальнейшем пути. По причинам, с которыми естественно столкнуться замужней женщине.

Подпись автора

Анкета персонажа
Сюжетная линия

6

Королевская бровь отреагировала на новость легким изгибом, пока обладатель ее аккуратно марал пергамент августейшей резолюцией. Замужним женщинам в мире Карла отведено была свое особенное место, огороженное частоколом условностей и высокой стеной правил для целости их и сохранности потомства, буде таковое появится. Этим предназначение их полностью определялось и исчерпывалось. Пленительная принцесса Сквилачче немедленно потеряла свою притягательность, едва выяснилось ее положение.
Карл повел носом:
- Супруг ее, этот милый мальчик… - позабылось, что и сам мальчиком взошел когда-то на престол со своей королевой, - …должно быть, счастлив? Я тоже рад, такой спутник нам не к чему. – Он поднял глаза на умудренного опытом родственника. – Но вы же понимаете, что заложник дома понтифика нам необходим. – Взгляд безмятежен. У собеседника должно было возникнуть впечатление, что сюзерен его, одаренный сегодня победой, озабочен лишь благополучным отбытием из Рима своего посольства. - Залог счастливой дороги, я полагаю…

Подпись автора

Анкета персонажа
Сюжетная линия

7

- Вероятно, счастлив, ваше высочестве. Хотя если и нет, то я бы не стал его осуждать. В его легкомысленном возрасте извинительно не придавать истинного значения некоторым событиям.
По правде говоря, савоец вообще не думал о том, как отнесся к новости младший сын Родриго Борджиа, потому что считал, что в этом деле тонкие переживания кого бы то ни было из итальянской стороны вообще не важны, а чисто по-человечески ему было решительно все равно, если не считать, конечно, раздражения на то, как все это не вовремя и разрушительно для планов.
- Его святейшество считает, что и "этому мальчику" тоже ехать нельзя, - де Бресс усмехнулся. - Он говорил что-то о грядущем счастливом событии вкупе с молодостью Джоффре. Вероятно, это сочетание производит на юного Борджиа очень ослабляющее воздействие, и он решительно не может никуда ехать. Однако заложника нам предложили. Так что теперь у нас будет одним кардиналом больше, потому что сопровождать вас вызвался кардинал Валенсийский.

Подпись автора

Анкета персонажа
Сюжетная линия

8

Перебор… Явный перебор брать с собой в поход такую сильную и непонятную фигуру, как этот «папский кардинал» да еще и вкупе с остальными, бегущими из Рима, моими союзниками… А вдруг Его несговорчивое святейшество замыслил что-то… Карл, ставивший в этот момент очередную подпись, глаз от бумаг не отвел, скрыв возникшее недовольство, хотя и испытал что-то вроде «я же говорил!» Теперь стало совершенно ясно: что-то тут нечисто с безукоризненным, на первый взгляд достижением французской дипломатии.

Так явился обоснованный повод для беспокойства и неосознанные страхи королевские мгновенно проявили себя в разговоре:
- Вот как. Он вызвался сам? Любопытно… - он отодвинул бумаги и весь внимание уселся слегка ссутулившись, сцепив в замок длинные пальцы, - и вы, друг мой, считаете, что в этом есть для нас выгода? Взять с собой не только опальных священнослужителей, но и поддельного? Мне... рассказывали, что сей кардинал Валенсийский ведет жизнь не соответствующую… занимаемому в ней месту. Нет?

Подпись автора

Анкета персонажа
Сюжетная линия

9

- Жизнь кардинала Валенсийского, не будь он облачен в одеяние, не позволила бы его подозревать в том, что он кардинал, - утвердительно ответил де Бресс. - Можно ли найти в этом что-нибудь удивительное? Особенно вспомнив, кто его отец. Жизнь его святейшества тоже не отличается святостью. Боюсь, подобное же можно сказать о большей части курии.
Савоец развел руками, демонстрируя этим, что хоть и не согласен с подобным порядком вещей, но с ним решительно ничего нельзя поделать. Рим - великий город, и ложь здесь тоже на соответствующем уровне.
Но что он мог разделить с королем, которому служил, так это его озабоченность тем, "подходящим" ли будет заложник. Ответ был очевидным.
- Мне приходится признать, что выгоды нам в том никакой нет, ваше высочество. Я бы предпочел видеть с нами принца Сквиллаче и его супругу, будь она хоть десять раз беременной. И нежелание его святейшества их отпускать было бы порукой тому, что от них не стоит ждать ничего неожиданного. Что касается кардинала Валенсийского, которого его святейшество прямо и откровенно называет своим сыном, то он не просто вызвался, а почти настаивал. Но выхода не было, ваше высочество, - савоец наклонил голову в ожидании того, как воспримет его слова король.

Подпись автора

Анкета персонажа
Сюжетная линия

10

Теперь король был убежден в том, что из всех возможных комбинаций предстоящее путешествие отмечено будет наихудшей. Ну, не в первый раз такое невезение. С другой стороны все желаемое добыто, грех жаловаться, а кардинал этот - тоже человек, да еще и молодой, рано ждать от него великого ума… быть может.
Минуту Карл молчал, выдерживая паузу со значением «король недоумевает почему не звучат более весомые оправдания», желая выглядеть опечаленным. Однако, старший родич савойского дома, опыта придворной жизни которому не занимать было, не подал ему дополнительных пояснений и вскоре король резюмировал сам:
- Глаз с него не спускать, к чему бы ни подошел – задаться вопросом для чего он шаг сей сделал. Но внешне – чтоб никакой слежки! Хоть ангелами за его плечом пусть притворятся… Нам не нужны подозрения в недоверии Святому престолу.

Как в детской считалке ситуация не была ни той ни этой, ни плоха ни хороша: какое нежелательное «да» произнесено было при заключении договоренности об инвеституре, но и «нет» не мог господин де Бресс ответить Его святейшеству.
- Да, выгода есть лишь в согласии подтвердить мое право на Неаполитанское королевство. И мы немедля туда отправимся. – Карл откинулся на спинку полукресла, вспоминая остальные аспекты договоренности и желая еще раз перебрать все полезные «да» и подытожить их. – Как принц Джем воспринял новость, что мы забираем его? Ему уже сообщили?

Подпись автора

Анкета персонажа
Сюжетная линия

11

- Конечно, ваше высочество, обращаться будем так, как будто кардинал Валенсийский - желанный гость и мечтой каждого второго является угодить ему по возможности.
Филипп де Бресс еле удержался, чтобы не издать излишне откровенный вздох облегчения. До этого, ожидая слов короля, он покрылся испариной и даже почти уверился, что следует ждать то ли гневной отповеди, то ли сильного недовольства, то ли даже разочарования. Не услышав ни первого, ни второго, ни даже третьего, решил, что самая тяжелая часть разговора уже позади и высшее добро на все сделанное им можно считать полученным.
- Выгода в том, что можно отбыть из этого города, и притом с победою. Вашею победою, ваше высочество, - де Бресс низко склонился, застыл на некоторое время, потом выпрямился и продолжил уже буднично и делово. - Его святейшество не просто так согласился отправить своего среднего сына. Думает, что у него зубы поострее и толк от него будет какой-нибудь. Сам же его преосвященство, говорят, о подвигах мечтает и дает основания думать о нем как о приемнике отца. По разным своим качествам. Может быть, это и так, да только это в сравнении с принцем Сквиллаче он волк, а по сути все равно волчонок, только подросший. Он-то, может, и уверен, что чего путное для святого престола в его путешествии будет, да только мечты еще не всегда до дела доходят.
Савоец довольно усмехнулся, но последний вопрос короля вновь вогнал его в задумчивость.
- Принцу Джему вызвалась рассказать другая сторона.

Подпись автора

Анкета персонажа
Сюжетная линия

12

Вышеупомянутая другая сторона, сделав одну уступку за другой, тем не менее, оказывалась на шаг впереди стороны королевской. Карл поджал губы, не желая прямо высказывать недовольство, но желчь прорвалась тихими, почти вежливыми, но… укорами. Король пенял своему послу на то, что противник, подтвердив права на то, на что они уже и без того, безусловно, имелись, выгадал себе то там, то здесь важные моменты, которые, при малейших неблагоприятных обстоятельствах, могут повлиять на ход всего дела и неизвестно еще, какие подспудные планы за собой скрывают. Его высочество, будучи дипломатом не далее своего внутреннего двора, политические договоренности представлял себе вроде необходимости, торг ведя, получить поболе золотых, в которых постоянно терпел нужду. Постоянно идя на компромиссы то с собой, то с теми, кто обеспечивал его вожделенными средствами, придворных своих он, однако, наставлял к позиции несгибаемой. Поскольку же пребывал он в опасливых сомнениях по поводу добытой не им договоренности, то ни четкого "да", ни "четкого "нет" не мог сказать де Брессу по поводу заверений того в грядущем успехе.

Но все проходит… И изъявления королевского недовольства подошли к концу, исчерпав примеры более успешной деятельности других послов, при других дворах, в другое время и при других обстоятельствах. Все присутствующие с выражением скорби о некомпетентности своей слушали его в благоговейном молчании, зная, что поучения эти ни к чему особенному не приведут и скорейшим образом иссякнут.

Вот и конфидент, затаившийся было на время важной беседы, собрал драгоценные вердикты и, получив разрешение королевской руки, покинул кабинет. В прихожей (сквозь щель неплотно прикрытой двери опять потянуло сквозняком) произошло оживление. И вскоре забегали, готовя платье, посылая сообщить служителям и торопливо меняя свечи: Его высочество пожелал немедленно отслужить мессу и возблагодарить Господа за удачное разрешение вопроса и дарованную победу.
Помянув всех святых, ответственных за благополучие французского двора и савойского дома, пора было готовиться покидать гостеприимный город Рим.

Подпись автора

Анкета персонажа
Сюжетная линия

13


Вы здесь » Яд и кинжал » Regnum terrenum. Si vis pacem, para bellum » "Да" и "нет" не говорите... 25.01.1495. Рим.